Бельгия. Часть 2

Бельгия

25.12.2016

Четыре судоподъемника на канале Дю-Сантр

В провинции Эно на самом западе Бельгии сохранился пример промышленного ландшафта конца XIX в. - канал Дю-Сантр и четыре действующих судоподъемника (раньше их было восемь). Эти исключительные гидротехнические сооружения позволяют поднимать судна на высоту до 70 м. Вместе с остальными постройками и окружающим пейзажем это единственный в мире подобный ансамбль, позволяющий нам представить, на каком уровне находились инженерная наука и техника в Европе в конце XIX - начале XX вв. Нужно отметить также важность подобных подъемников и каналов для Бельгии, которая всегда находилась на пересечении европейских торговых путей. Благосостояние страны напрямую зависело от развития транспортной сети, в том числе водной.

Колокольни городов Бельгии и Франции

Более 50 колоколен Франции и Бельгии, построенных в XI-XVII вв., входят в список Всемирного наследия как отдельный объект. Из них 32 колокольни находятся на территории Бельгии (Фландрии и Валлонии). Колокольни, возводившиеся на северо-западе Европы в ту эпоху, были не просто архитектурными объектами в романском, готическом или барочном стилях, но и символами гражданских свобод. Город возводил свою колокольню, получив независимость от коммуны и став свободным. Раньше над обычной городской застройкой могли возвышаться только церковные колокольни или башни замка как знаки власти церкви и феодалов. Теперь же возвысились сами города, получившие невиданные ранее богатство и силу. Например, 72-метровая башня в Турне, построенная в конце XII в., является старейшей не только в Бельгии, но и во всей Северной Европе. В ней хранили важнейшие городские документы и казну, она украшена курантами и карильоном из 43 колоколов. А колокольня в Монсе высотой 87 м - единственная в Бельгии, построенная в стиле ренессанса и барокко (конец XVII в., архитектор Луи Леду).

Городские особняки архитектора Виктора Орта в Брюсселе

Виктор Орта (1861-1947) - один из создателей стиля модерн - Art Nouveau. Появившийся на рубеже XIX-XX вв., этот стиль перевернул представления о прекрасном: пригодные формы, пластичные, изогнутые линии, свободная планировка, гармония целого и деталей, употребление новых материалов, таких как металл и стекло, - это была настоящая революция в архитектуре. Яркие примеры - построенные Орта в Брюсселе особняки Отель-Тассель, Отель-Сольве, Отель-ван-Этвельде, ; также его собственный дом-мастерская. Первым зданием, опровергнувшим классические каноны стал Этель-Тассель (1892-1893); на него специально приходили и приезжали посмотреть. Никаких ордеров на фасаде, огромные окна эркеров, нетрадиционная планировка, металлические переплеты, все линии изогнуты, как «удар бича». Внутренний декор - мозаики, фрески, колонны, железная конструкция лестницы -обнажен. Новаторская архитектура Виктора Орта изменила облик столицы Бельгии, а стиль модерн начал свое триумфальное шествие по всему миру.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»