ГАТЫ ДЛЯ СОЖЖЕНИЯ ТРУПОВ В БЕНАРЕСЕ

21.12.2016

Немногие туристы Бенареса забывают посетить знаменитые гаты для сожжения трупов на берегу священной реки Ганг. Едва ли найдется другая достопримечательность, которая производила бы такое отталкивающее впечатление; в действительности же ничего нет проще и знаменательнее.

Окунув тело умершего в воды Ганга, его переносят очень осторожно на приготовленный костер. Затем на тело кладут в продольном направлении два или три бревна, чтобы скрыть от глаз любопытных некрасивый процесс горения трупа. Члены особой касты, которым представлено исполнение этих обязанностей, приближаются с священным огнем и разжигают костер. Языки пламени лижут бревна, и через двадцать минут или полчаса все оканчивается; клочковатый пепел истлевшего человеческого тела вместе с белой золой обуглившегося дерева бросают на грудь широкой, тихой реки. Таким образом, согласно верованию индусов, дух, обитавший некогда в смертной оболочке, достигнет спокойствия.

Бенарес считается священным городом в Индии. Он имеет для индуса такое же значение, как Лхаса для северных буддистов и Мекка для последователей Магомета. Кроме того, он не только представляет собой раскаленный добела центр фанатизма, окружающего культ Шивы, но и является одним из древнейших университетов в мире.

Бог Шива имеет такую сильную власть над умом индусов, какой не имеет никто. Известный английский этнограф характеризует культ Шивы такими словами: «Шива олицетворяет собой самое раннее и общее впечатление, произведенное природой на человека,— впечатление бесконечной и беспощадной перемены. Он истребитель и создатель различных форм жизни; он печется обо всем круге одушевленного творения, о безостановочном кругообороте рождения и смерти, в котором вечно вращается вся природа. Его атрибуты предуказаны эмблематичными символами смерти и желания человека; он управляет отливом и приливом чувствующего существования.

Шива является сосредоточением двух первобытных сил: стремления к жизни и силы разрушительной; и таким образом, с философской точки зрения, мы видим в этом великом божестве наглядное выражение той идеи, которая есть, так сказать, корень естественной религии. Он представляет в изображениях, эмблемах и аллегорическом резном орнаменте весь строй и кругооборот природы, неумолимый закон поочередного торжества жизни и смерти, бесконечный круг непобедимого одушевления».

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»