Прахеньский костюм женщин был расшит белым растительным орнаментом с цветами. Во время праздников они надевали широкие, белые, вышитые юбки длиной до середины лодыжки, поверх повязывали шелковый передник серого, фиолетового, красного или другого цвета длиной до подола юбки. Если юбка была из цветной ткани, передник надевали белый. На шее женщины носили белый вышитый воротник. На плечи они набрасывали шелковый платок, концы которого заправляли на груди за шнуровку корсажа. Волосы расчесывали на пробор и зачесывали к ушам. На лоб женщины надевали узкую черную бархотку. На голове они носили платок, завязываемый под подбородком.
Мужской прахеньский костюм состоял из светлой рубашки с длинными широкими рукавами, кожаных брюк, которые называли «брсленки», шерстяных чулок и высоких ботинок. Воротник и манжеты рубашек были вышиты черным хлопком. Под воротник мужчины повязывали шелковый платок. Мужская куртка из темной ткани достигала пояса. Ее воротник и перед были отделаны красной каймой. Застегивалась куртка на два ряда блестящих пуговиц.
Таборская область славилась так называемым козацким костюмом, самым распространенным после блатского и доудлебского. Женский козацкий костюм отличался богатой цветочной вышивкой. Фартук охватывал фигуру и спереди соединялся. Вся его поверхность была украшена цветами, количество видов которых доходило до восьми. На ногах таборские женщины носили белые чулки и черные туфли-лодочки со сборкой по краям, украшенные пуговицами. Незамужние девушки носили светлый костюм с яркими шелковыми лентами. Костюмы замужних женщин шили из тканей более спокойных и темных тонов.
Мужской костюм был весьма прост: рубашка из тонкого полотна, под гладкий воротничок повязывался шелковый платок, жилетка простого покроя с металлическими пуговицами. Сверху надевали узкую куртку без украшений, только сзади болталась фалда, из-за которой костюм и назвали козацким. Длинное пальто с высоким воротником из синего или серого сукна тесно облегало туловище. Узкие брюки шили из кожи и завязывали под коленями ремешками. Далее надевали белые или синие чулки и низкие туфли или высокие кожаные сапоги.
Подлужский женский праздничный костюм носят с белоснежной полотняной рубашкой. Сначала надевают кофту с широкими рукавами, собранными на тесьму под локтями, затем — несколько коротких, сильно накрахмаленных нижних юбок, а поверх них — верхнюю однотонную шелковую или шерстяную юбку. На кофту надевают безрукавку и пристегивают к ней «ошейник», вышитый таким же орнаментом, как рукава мужских сорочек. С пояса и шеи свисают широкие разноцветные шелковые ленты. На ноги девушки надевают сапожки из тонкой кожи с голенищами, собранными в гармошку. На голове женщины носили «рожки» или «кокеш» — чепцы особого вида, вышитые красным шелком и украшенные розой из лент, свисающих сзади. Под такие чепцы требуется особая прическа: чешки заплетают волосы в мелкие косички так, чтобы впереди пряди волос образовали сложный переплетающийся узор.
Для мужского подлужского праздничного костюма характерны длинные огненно-красные штаны (червенице), обтягивающие ноги и богато украшенные узором из темно-синих шнуров. Сверху мужчины надевают белую сорочку с четырьмя широкими лентами, завязывающимися у ворота, с широкими рукавами без манжет, украшенными тонкой орнаментальной вышивкой. Холостые мужчины носят на шее красные шелковые платки и шелковые куртки с богатой вышивкой. На ноги мужчины надевают высокие кожаные сапоги с кистями. Своеобразным символом мужской свободы и здоровья считается белое журавлиное перо на шляпе со смешным названием «гулач». Кроме пера, на шляпу крепится несколько ярких бумажных цветков. В зимнее время юноши носят ратыняк — кафтан из белого сукна с большими оловянными пуговицами.
Будничные костюмы чешского народа мало чем отличались от праздничных, только шили их из более дешевых и простых тканей. Праздничная одежда является гордостью не только отдельных людей, но и целых деревень, сел, да и всей страны. Вся та красивая праздничная национальная одежда, о которой рассказано в данной главе, выражает народный вкус и хранится в веках как элемент народного творчества и мастерства.