Ритуалы вуду

22.09.2016

Последователи вуду убеждены, что со смертью жизнь не прекращается, просто душа человека трансформируется в другой образ или состояние.

Тело возвращается земле, большой добрый ангел устремляется в космос, туда, откуда возник, и превращается в лоа. Суть главного посмертного ритуала — препроводить его.

Маленький добрый ангел в течение 9 дней (аналогия с христианством) находится с телом, поэтому совершается ритуал, подтверждающий эту слитность. В противном случае он, как потерянный, бродит по земле. Он может символически отделиться от тела и жить в любых водных структурах, поэтому в вуду после 1 года и 1 дня со дня смерти родственники принимают душу умершего (теперь она уже называется esprit), заключают в гови (сосуд), ухаживают за ней, беседуют, кормят, то есть фактически обращаются так же, как и с многочисленными лоа.

Люди могут иметь в себе злое начало (duppy). Если душа человека находится в теле, duppy контролирует разум и сердце, но после смерти оно освобождается от ограничений и может произвольно творить зло. Назначение обряда novena состоит в том, чтобы оставить duppy с телом, захоронить их вместе и таким образом пресечь возможные несчастья.

Колдовские ритуалы вуду различаются по уровням. Самые известные среди них: язык духа (I уровень), пристальный взгляд (II уровень), голос (III уровень) и защита (IV уровень). Первый используется для связи с духами мертвых или предков, второй применяется для того, что вызвать к себе любовь или повысить потенцию, третий обезоруживает противника, оглушив его, а четвертый гарантирует помощь духов леса в деятельности колдуна.

Все ритуалы проводятся вокруг пото митана, при этом колдун должен непременно завладеть духом, предварительно очертить место взаимодействия с духом в виде круга, поместить в него различные символы (вервы). Почти всегда место окропляется кровью, собственной или .жертвенной. Затем колдун произносит заклинания или поет от 10 минут до нескольких часов. Как правило, свершается то, о чем просит колдун. Любой посторонний человек, проникший в тайны bokor, обречен на смерть.

Районы Западной Африки, в которых зародился культ вуду, в недалеком прошлом являлись центром перемещения рабов в колониальные страны, оккупировавшие континент. Отсюда эта древняя религия попала в другие государства: на Кубу, в Бразилию, США, только получила там другие названия: в Бразилии -«макумба», на Кубе и в Америке - «сантерия». В Африке она остается единственной религией для миллионов людей.

Ученые предполагают, что популярность вуду связана с особенностью развития народов континента в эпоху рабовладельческой колонизации. Рабы были не в состоянии дать отпор колонизаторам, но жестокость, сопровождавшая их жизнь под плетьми европейцев, вызвала стремление во что бы то ни стало сохранить определенные символы своей родины (Африки), от которой они были насильно отторгнуты. Они хранили религиозные и культурные традиции своей далекой родины в условиях строжайшей тайны. Практически это было осознанием себя как личности и частички народа, к которому они принадлежали.

С работорговлей связана и другая особенность африканских народов. Одной из причин, приведших к колонизации, явилось их мировоззрение — африканский фатализм, который, имея в основе культ духов, предусматривал, что человек не может действовать по своему желанию или нежеланию. Всем в мире управляют лоа, в жизни происходит только то, что решают они. Возможно, подобные умозаключения и привели к тому, что колонизаторы не встретили со стороны местного населения серьезного сопротивления.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»