СЕН-ГОТАРД

29.12.2016

Постройка Сен-Готардской железной дороги между Швейцарией и Италией является одним из величайших инженерных предприятий. Она замечательна не длиной — по прямой кратчайшей линии все расстояние от Фирвальдштедтского озера до Айролы, пройденное ею, не превышает пятидесяти миль, — а теми трудностями, которые пришлось преодолеть, чтобы пробиться сквозь ущелья, перебраться через реки и прорыть тоннели, являющиеся удивительными подземными дорогами.

Автору приходит на память его первое путешествие из Люцерна. Напротив него в вагоне сидел пожилой господин, запасшийся компасом, металлическим барометром и термометром. Крайне интересно было наблюдать перемены выражения на лице моего визави, просиявшего от удовольствия, когда при въезде в тоннель стрелка компаса завертелась с юга на восток, затем на север, затем на запад и наконец снова вернулась на юг, а термометр же повысился с пятидесяти пяти до шестидесяти пяти градусов по Фаренгейту.

Но в большом тоннеле возбуждение, отражавшееся на лице моего ученого соседа, достигло высшей степени. В течение восемнадцати минут, потребовавшихся нам, чтобы проехать девять с половиной миль, у моего визави было достаточно времени для наблюдения своих инструментов. Стрелка компаса описала круг слева направо, затем другой справа налево, так как тоннель построен в форме цифры 8; термометр показывал семьдесят три градуса Фаренгейта, анероид же безостановочно поднимался до трех тысяч семисот восьмидесяти шести футов над уровнем моря, а затем начал опускаться, и когда мы выбрались из этого второго по величине тоннеля в мире, стрелка остановилась вблизи трех тысяч футов. Это объясняется тем любопытным обстоятельством, что высочайшая точка всей линии лежит в самой середине большого тоннеля, откуда линия опускается в обоих направлениях на север и на юг.

Одно время Сен-Готардский тоннель был величайшим тоннелем в мире, но потом эта честь выпала Симплонскому тоннелю, который на пять тысяч триста шестьдесят ярдов длиннее первого. Однако Симплонский тоннель проложен по прямой линии; в настоящее время он на семь тысяч футов ниже гребня гор, сквозь подошву которых проходит, и температура поднимается до девяноста градусов, что даже в жаркий летний день считается высокой цифрой в тени. С другой стороны, Сен-Готарду не следует страшиться своего соперника; в отношении красоты и быстрой смены одной картины природы другой старая линия занимает первое место среди европейских железных дорог. Она состоит из замысловатых петель и спиралей, так как три таких тоннеля расположены на северном склоне и четыре на южном.

Всего насчитывается восемьдесят тоннелей, имеющих в общей сложности двадцать восемь с половиной миль длины и триста двадцать четыре моста с пролетом больше тридцати двух футов. Самыми дикими картинами природы изобилует местность к северу от Гешенена, где линия с большим или меньшим успехом следует течению бурной реки на ее пути к Фирвальдштедтскому озеру. Но больше впечатления производит тессинский спуск, или швейцарско-итальянский склон. Ветры юга и его солнце приветствуют путешественника в то время, как медленно ползущий поезд, извиваясь подобно змее множеством колец, прокладывает себе путь через плодородные равнины Пьемонта и Ломбардии к вечному городу и к теплым, томно колышущимся водам Неаполитанского залива. Что касается горной цепи Сен-Готард, то из вагона она чуть мерещится вдали, а между тем это одна из многих живописных, одетых снегом гранитных громад, которыми славится Швейцария. Проход ведет через вершину гребня между двумя высокими горными пиками, и проезжая дорога соединяет север с югом. Путем сообщения, которым был раньше Сен-Готардский проход, служит теперь, разумеется, железная дорога, и очень немногие из туристов направляются прежней дорогой, только те разве, которые желают полюбоваться видом с высоты птичьего полета на железнодорожные линии, извивающиеся у них под ногами.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»