В течение двух столетий великолепное сооружение сэра Кристофера Рена возвышается со спокойным величием над суетливым человечеством, которое стекается в него со всех сторон. Национальные горести и радости пронеслись над ним; разные поколения сошли со сцены, но собор Св. Павла по-прежнему озирает великий город, все с тем же величественным видом, все так же не зная перемен.
Три церкви были построены на месте нынешнего собора. Первая та, что была заложена в 610 году королем Этельбертом, вторая представляла собой нормандское готическое здание, заменившее прежнюю церковь, уничтоженную пожаром; а когда она также сделалась жертвой пламени в 1666 году, архитектору Рену было поручено построить нынешний собор, оконченный только в 1710 году. Архитектору пришлось побороть много трудностей, прежде чем он исполнил свое великое дело. Два проекта, представленные им, не были одобрены строительным комитетом, и даже третий, принятый наконец, подвергся многим изменениям; кроме того, Рен был связан строительным материалом, которым несведущии комитет заставлял его пользоваться. Между прочим, он был сильно раздосадован заменой изящной железной кованой решетки, которую желал поставить, тяжелой чугунной решеткой, окружающей храм. Другое обстоятельство, доставившее ему сильное огорчение, состояло в том, что купол был украшен живописью, между тем как он желал, чтобы его обширность была выставлена на вид блестящей, как драгоценные каменья, мозаичной работой. Тем не менее здание является образцом архитектуры XVIII века, достойным человека, составившего его проект, и, кроме того, вполне типичным для нации, на земле которой оно стоит. Оно обширно и, хотя немного тяжеловато, является выражением силы. Изящество контуров и показное великолепие были отброшены ради более важных достоинств, таких, как удобство и основательность исполнения; потому что Рен, хотя и строил в романском стиле, не был знаком с романской системой постройки и здание не только с виду, но действительно построено из камня, и снаружи и внутри. Арки, карнизы, сводчатые арки и вся поверхность стен и резьбы состоят из камня. Главные архитектурные линии состоят из крепкого тесаного камня и составляют неотъемлемую часть сооружения.
Кроме того, авторитетные критики превозносят великое единство в исполнении этого образцового здания, которым оно, без сомнения, обязано тому факту, что было закончено при жизни самого архитектора, а также и тому, что все работы исполнялись под надзором ученого каменщика. Нижний этаж храма выдержан в коринфском стиле, верхний этаж представляет собой смешанный орден с двойным портиком на восточной стороне и с двумя колокольнями по бокам. Купол поднимается от корабля церкви, глава утверждена на аттическом ордене, окруженном балюстрадой, которую поддерживает перистиль смешанного ордена. Глава с башенкой увенчана медным вызолоченным шаром и крестом. На севере и западе из-под купола выходит трансепт, оканчивающийся с каждой стороны круглым портиком, который поддерживают коринфские колонны. Длина собора составляет четыреста шестьдесят футов, а высота триста шестьдесят пять футов от поверхности земли.
Мозаичная работа, украшающая искусно отделанные своды корабля церкви, долго не была закончена. Резные скамьи на хорах являются великолепным образчиком работы знаменитого художника и архитектора Гиббса. Замечательные своим орнаментом железные врата собора были сделаны не менее известным художником Тижу. Много людей, которых нация пожелала почтить, лежат под сенью грандиозного купола, но никто не имеет большего права на погребение здесь, чем тот, о ком над портиком северного трансепта написано: «Если памятник ищешь, то осмотрись кругом».