Искусство резьбы по дереву

12.10.2016

Искусство резьбы по дереву возникло в Африке в древнейшие времена. Интересно, что, например, резьба по слоновой кости здесь практически не развивалась, хотя материала для этого занятия на континенте было достаточно. Правда, некоторые народы (бакуба) увлекались резьбой по рогу, создавая из него чаши.

В Тропической Африке для резьбы по дереву использовали твердые и мягкие породы. Это, конечно, была ювелирная работа. Твердые породы древесины с большим трудом поддавались обработке. С мягкими породами возникала другая проблема — из-за их хрупкости неосторожное движение резца могло свести на нет все затраченные усилия и испортить изделие.

Резьба по дереву возникла и развивалась только в лесных районах континента и саваннах, где материал был доступен. В восточных районах Тропической Африки, в которых господствовал ислам, запрещавший изображения людей и животных, об этом виде ремесла даже не помышляли.

Занимались резьбой по дереву исключительно мужчины. Африканские мастера пользовались очень немногочисленным набором инструментов: молоток, нож и несколько резцов. С их помощью создавались самые разнообразные и изящные вещи: ступы, в которых растирали зерна; табуреты; деревянные части кроватей; чаши для воды и вина; ложки; подголовники; рукоятки для ножей; подставки для хранения стрел.

Изготавливали чаши, кубки, небольшие коробочки самых разных форм (квадратные, прямоугольные, в виде полусферы и полумесяца).

Деревянные чаши бакуба и балуба — это сложные композиции в форме головы человека или нескольких фигур. Более крупные деревянные ремесленные изделия — знаменитые африканские барабаны и пироги разной вместимости (от 2 до 80 человек).

Изделия бытового назначения существовали практически у всех народов. Однако у некоторых (балуба, бакуба, бамилеке, догон, ашанти, бамбара,

сенуфо) резьба по дереву перешагнула порог ремесла и превратилась в самобытное искусство.

Существовало несколько стилей резьбы по дереву. На западе Африки преобладало изготовление деревянных масок-наголовников. Бамбара, как правило, вырезали священное животное — антилопу чевара — мифического предка народа. Ашанти славились искусным изготовлением священных фетишей — скамеечек, в которые, как верил народ, вселялись духи предков. Известны скамеечки с вырезанными изображениями преклонившей колена женщины, свернувшейся клубком змеи, двух антилоп.

На Гвинейском побережье получили распространение маски-личины, на которые лишь слегка наносили черты человеческого лица или облика животного, но зато талантливо использовали буйство красок, украшение раковинами, металлом, кожей, волокнами растений. Маски догон и бамбара, как и многие другие произведения африканского искусства, в большинстве своем находятся в европейских музеях.

Отдельного упоминания заслуживает народ, который достиг в резьбе по дереву завидного мастерства. Речь идет о бакуба. Резчики создавали скульптуры предков и фетишей (идолов), но не миниатюрные изделия, а в полный рост. Примечательно, что объектом изображения являлся не абстрактный человек, а реальное лицо, верховный правитель. Надо заметить, что у йоруба тоже существовала скульптура, но воспроизведение ограничивалось изображением головы в бронзе. Первый экземпляр был изготовлен в XVII веке, с тех пор создано 17 статуй.

Изделия бытового назначения (чаши, ложки, короба) мог выполнить любой мужчина. Лодки и скульптуру вырезали мастера, а предметы ритуального характера (у балуба) имел право создавать только специалист высшей квалификации (бвана мутумбо).

В середине прошлого века африканская скульптура находилась на пике потребительского спроса и вызывала большой интерес у туристов, но при этом утратилось ее религиозное значение. Эта же причина автоматически ликвидировала неповторимость произведений. Фигурки стали делать на продажу туристам, и сейчас их можно увидеть в отелях, ресторанах, магазинах.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»