Ислам закрепил свои позиции на континенте не вследствие прямых военных завоеваний, что было характерно для стран Северной Африки, не в результате агрессивного давления, которым сопровождалось насаждение христианства, а вследствие некоторых объективных причин. Этому способствовали налаженные экономические связи Ближнего Востока и районов Восточной Африки. С давних времен в Мали, Мавритании и Гане существовали целые мусульманские кварталы. Распространение ислама произошло естественным путем, в большей мере в связи с вынужденным общением африканцев с многочисленными купцами-мусульманами.
Появление этой религии на континенте (X-XIII века) совпало с развитием феодальных отношений у народов Восточной Африки.
Правящая верхушка использовала ислам для укрепления власти. Поэтому в Судане, Мали, хаусанских городах-государствах эта религия вскоре стала господствующей. Города быстро становились культурными и религиозными центрами — возникали школы (медресе), создавались библиотеки, научные общества, правители многих городов совершали паломничество в Мекку.
В XVIII-XIX веках с востока мусульманство стало распространяться по всей территории Африки. Это произошло в результате религиозно-социального движения Османа дан Фодио, которое вызвало расселение народа фульбе (мусульмане) в другие части континента. Так ислам появился в Камеруне, Нигерии, Гане и охватил население почти всей Восточной Африки.
Ко второй половине XIX века ислам распространился и на центральные области континента, но не утвердился здесь. Связано это было, видимо, с отсутствием прямых отношений с мусульманами-торговцами. С побережья Восточной Африки ислам органично перекочевал на остров Мадагаскар, где еще в Средние века имелись поселения мусульман.
Гибкая политика ислама, относительная легкость его религиозных догм, отсутствие прямого противопоставления существующим традиционным религиям народов Африки привели к его слиянию с местными верованиями. Именно это явилось причиной, по которой население континента стало воспринимать ислам не как чужую, навязываемую религию, а как тождественную или составную часть традиционных культов. В некоторых случаях ислам играл положительную роль, например в период колониальных захватов под его знаменем сражались народы, стремящиеся отстоять свою независимость. В связи с этим отношение к исламу в Африке более терпимое, чем к христианству.
Мусульманское население представлено в основном суннитами и только по окраинам Тропической Африки расселены шииты и хариджиты. Исламские ордена, распространяющие мистицизм, имеют здесь очень много сторонников. Известны общества «чёрных мусульман», популярных в Америке. На территории Африки работает Исламский конгресс, созданный еще в 1957 году. Он проводит политику распространения мусульманства в Западной и Восточной Африке, используя для этого все современные средства: печать, радио, телевидение, медицину, образование, спорт, культурные мероприятия.
Индийское население Африки исповедует джайнизм и индуизм. В ЮАР, Восточной Африке, на Маврикии очень много индуистских храмов. Индуисты строго соблюдают обрядовые праздники, совершают обязательное омовение, поддерживают кастовую систему. В больших поселениях индийцев до сих пор существует та модель деревни, которая свойственна подобным образованиям на родной земле (Индии), а также кастовая пирамида. Представители низших каст занимаются обслуживанием населения и ремеслами (60 %), средних — торговлей (25 %) и только 15 % составляют члены высших каст. Но сейчас эти пропорции нарушаются потому, что расселение индуистов в Африке происходит не по кастовым признакам, а по лингвистическим. Кроме того, среди них появилось много интеллигенции, землевладельцев, промышленников, которые представляют разные касты. Но в малочисленных общинах, расселенных в Кении, Занзибаре, Уганде, основным направлением их деятельности остаются ремесла, сфера услуг и торговля.
На новой родине религиозные требования к индуистам несколько упростились. На Маврикии еще строго соблюдают кастовость, но и здесь существует объединение, которое отрицает подобное деление общества и стремится упростить требования к соблюдению религиозных обрядов. В ЮАР к ней относятся более дипломатично.
Сейчас кастовая замкнутость четко соблюдается только при заключении браков. Снимаются многие пищевые запреты, нарушается перечень рекомендуемых занятий, в порядке вещей стал переход из одной касты в другую.