Канарские острова. Жизнь — сплошной карнавал

10.01.2017

Сегодня карнавалы на Тенерифе популярны и красочны так же, как и бразильские. Официально эти праздники стали отмечать в Санта Крус де Тенерифе (столице острова) 30 лет назад.

Возникли карнавалы как праздничные народные гуляния в колониальные времена. Остров Тенерифе был испанской колонией с XVI века. И Карлос I, и Филипп II периодически издавали законы, запрещающие проведение праздников, в которых люди использовали различные маски и костюмы. Филипп IV оказался более благосклонным к народной традиции и сам неоднократно участвовал в них при дворе. В течение 200 лет власти меняли свое отношение к карнавалу, то запрещая, то поощряя его.

Во 2-й половине XIX века местные официальные власти стали принимать участие в его организации, пытаясь контролировать таким образом ситуацию. Огромная концентрация народных масс в одном месте вызывала у правительства тревогу: оно боялось беспорядков и антиправительственных выступлений. Церковь, со своей стороны, выступала против карнавальных костюмов, расценивая их использование как нарушение заповедей христианства.

Но победить тягу народа к веселому уличному шествию не удалось. С каждым годом карнавалы становились все более многочисленными, зрелищными и шумными.

Еще в середине XVIII века среди участников карнавала появился обычай забрасывать друг друга декоративными яйцами, внутрь которых помещали тальк. Только с 1906 году распространилась другая традиция, сохранившаяся и поныне: вместо яиц теперь пользуются серпантином и конфетти.

Выделялись особые группы танцоров в одинаковых костюмах, которые перемещались по улицам и танцевали в домах (компарсас).

Постепенно танцевальные группы из отдельных частей города передвигались ближе к центру, стремясь попасть в общественные места.

Сейчас остров вечной весны заранее готовится к карнавалу. Первое необходимое мероприятие — украшение города. Улицы, дома, фонари и даже деревья неузнаваемо преображаются. Их украшают цветами, фонариками, игрушками и гирляндами.

Самыми главными и обязательными атрибутами для участников праздника являются карнавальная маска и костюм. Сначала они были очень простыми, но постепенно становились все более изощренными и сложными. Теперь существуют конкурсы на лучшие карнавальные маски и костюмы.

Проводятся камельядас — состязания всадников на верблюдах, сопровождающиеся «стрельбой» яйцами и серпантином.

Организуются выступления музыкальных групп бедных кварталов города (мургас), песни которых имени сатирическую и ироническую направленность.

После Первой мировой войны карнавальное действие приобрело широкий размах. С этого времени муниципальные власти активно участвуют в организации праздника, приглашая на выступления известных музыкантов и артистов. Появляются вокально-инструментальные группы (рондальяс), для которых характерно использование многочисленных струнных инструментов и одного типа костюма.

В последнее время активизировались большие родственные музыкальные группы, члены которых и поют, и танцуют, и играют. Выборы Королевы карнавала проходят на главной площади города.

Прощальная церемония, которая является кульминацией карнавала, — это похороны Сардины. Это действие, в котором явно прослеживаются следы языческого культа, сопоставимо с нашей Масленицей. Только у русских она обычно завершает длительный зимний период, а сжигание Сардины знаменует начало католического поста.

В обоих случаях народ открыто бросает вызов церкви, глумясь над ее представителями и ценностями. Сардина — огромная рыбина из папье-маше, которую торжественно сжигают перед тем, как вернуться к своим обычным занятиям. Траурная процессия состоит из мужчин, переодетых священниками, кардиналами, вдовами и папами. Она является символом окончания карнавала — любимого народного праздника — и начала трудовых будней.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»