СОБОР СВ. ПЕТРА В РИМЕ

25.11.2014

Купол собора Св. Петра самый высокий, и подниматься на него разрешается с 8 часов утра и до 11 часов дня; до крыши теперь можно подняться в подъемной машине. Взобравшись, можно прямо войти в медный шар, качающийся под крестом на вершине здания. Здесь устроены приспособления для освещения его снаружи электрическими лампами.

Внутренность собора Св. Петра представляет собой смесь величия и показной роскоши. Задумана она превосходно; в ней много простора, высокие арки и величественные простенки грандиозных бань и судебных зданий императоров. Купол является гораздо более значительным триумфом инженерного искусства, чем купол Пантеона; высокие арки, которые поддерживают его, богато изукрашенные своды корабля и хоры, исполненные Браманте, великолепны.

Однако внутренность собора так колоссальна, что большая часть ее пуста, до такой степени пуста, что поражает великолепием своего пространства. Статуя св. Петра, относящаяся к шестому столетию по P. X., имеет, кроме святости, другие достоинства. Коленопреклоненная фигура Пия VI в исповедальне напротив заделанного входа в гробницу св. Петра, напоминает самый трогательный эпизод в истории пап. Наполеон выслал его во Францию, где он умер пленником и простым гражданином в маленьком городке Валенсе, где смерть его записана в книгах городского архива как «некоего Жана Браски, бывшего прежде папой». Для англичан интереснее всего памятник работы Кановы, поставленный трем последним принцам Стюартам.

Склеп собора Св. Петра как по своему содержимому, так и по чувству, которое он внушает, является одной из самых интересных достопримечательностей Рима. Он составляет все, что осталось от базилики, пожалованной папе Константином Великим; в нем сохранился его первоначальный пол, на который ступали столько государей и пап. Склеп уцелел, благодаря тому обстоятельству, что архитектор считал его лучшим фундаментом для новой церкви. Он покрыл его низкими, необыкновенно прочными сводами, под которыми хранили или собирали разные предметы, представляющие огромный интерес. Здесь находятся гипсовые слепки саркофагов, немного смахивающих на китов, в которых были погребены принцы Стюарты, а также венки из белых роз от якобитов двадцатого столетия, присягнувших на верность. Здесь же простой неотесанный камень лежит на могиле Матильды, графини Тосканской, чей дар учредил папство и чье могущество заставило Генри IV преклонить колени перед папой в Каноссе. Здесь находится все, что сохранилось от восьмидесяти семи могил пап, разрытых Браманте, чтобы новый собор Св. Петра мог подниматься из их праха. Здесь же можно видеть изображение Бонифация VIII. От тринадцатого столетия не осталось статуи в лежачем положении лучше этой. Рядом с нею стоит древний саркофаг с костями Николая Брекспира, единственного папы-англичанина; сохранилось также изображение Павла II, прекрасного венецианского папы, желавшего принять имя Формоза; под ним сделана бессвязная надпись. Ему принадлежал огромный монумент, украшенный изящными панелями, большая часть которого сохранилась, будучи вделана в стены склепа. Здесь сохранился в целости скульптурный орнамент Антонио дель Поллайоло, изображающий мученичество св. Петра и св. Павла и шедший вокруг главного алтаря в старом соборе Св. Петра; но все это теряет свой интерес перед могилой самого святого Петра. Самой могилы совсем нельзя видеть. Она герметически заложена камнями и помещается под алтарем, к которому ведут две не очень древние и не очень величественные капеллы, служащие преддверием. Однако под алтарем действительно находится могила апостола, обложенная толстым слоем кирпича, с большим золотым крестом в сто пятьдесят фунтов весом, положенным на нее императрицей Еленой. Когда клали фундамент нынешней церкви, то сквозь отверстие, пробитое в каменной кладке, видели могилу и крест. Послали скорее за папой Климентом VIII, а так как было произнесено проклятие, грозившее скоропостижной смертью всякому, кто потревожит могилу, то он решил, что лучше всего заложить отверстие кирпичом, дабы никто из его паствы не мог испытывать Провидение.

Напротив самой двери, ведущей к могиле св. Петра, стоит самый чудесный христианский саркофаг в Риме, — единственная древняя гробница в соборе Св. Петра, в которой еще лежат кости того, кто был положен почивать в ней. Это гробница римского префекта Юния Басса, сделавшегося христианином в год своей службы более полторы тысячи лет тому назад.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»