Традиции прощания народов Тропической Африки. Часть 2.

Традиции прощания народов Тропической Африки

19.10.2014

Среди народов бассейна Конго и Габона распространено пеленание: знатность умершего пропорциональна количеству расходуемой для этого ткани.

Малагасийцы почитали и знатные, и бедные могилы, украшали родовые могилы снаружи и изнутри. Умерших помещали в общую родовую могилу без гроба. Перед этим покойника обмывали, обильно натирали маслом и солью, заворачивали в красный саван, выносили из дома вперед ногами. На погребении выступали ораторы. Первый рассказывал о жизни и заслугах покойного. Второй (сын) давал клятву продолжать традиции отца. Третий (старейшина) произносил слова благодарности людям, пришедшим на похороны. После своей речи он раздавал присутствующим кусочки мяса зебу. Через 4 дня после похорон проводили обряд очищения — совершали омовение в реке.

У малагасийцев существует праздник фамадихана, при проведении которого совершается перезахоронение усопших. Праздник должен быть торжественным, многолюдным и совсем не грустным. Женщинам в этот день нельзя плакать. Нанимают даже артистов, которые веселят народ. Угощение очень обильное, едят традиционное для похорон мясо зебу. Останки покойного заворачивают в новый, более роскошный саван.

Народ верит, что, чувствуя трогательную заботу потомков, умершие предки не смогут ответить злом. Вокруг могилы умершего надо обнести 7 раз, чтобы он помнил свое место, в противном случае он может потерять дорогу, бродить по всему свету и, не находя успокоения, приносить людям беды. Если возможности перенести тело усопшего в другую могилу нет, ритуал перезахоронения все равно проводят.

Интересна процедура, проходящая после похорон. Все атрибуты захоронения — ковер (саван), приспособление, с помощью которого тело опускают в могилу, — разрывают на куски и раздают присутствующим. Малагасийцы верят, что эти предметы приносят благополучие.

У христиан, живущих в Африке, преобладают церковное захоронение и отпевание, обязательны исповедь и отпущение грехов. Тело покойного заворачивают в саван, покрывают шаммой, а сверху набрасывают шамму красного или желтого цвета. Возможно погребение в гробу и без него. Могила может быть земляной или сложенной из камней. Затем устраивают поминки, а траур соблюдают в течение одного года. Оплакивают усопшего (для этой цели нанимают плакальщиц) 3 дня под навесом для похоронных церемоний, затем переходят в дом, где оплакивание длится до 12-го дня.

Следующее оплакивание и поминки совершаются в 40-й день. До этого времени близкие родственники спят в доме на голом полу, коротко подстригают волосы или сбривают их, голову оставляют непокрытой. В недалеком прошлом носили синие, желтые и черные шам-мы, которые затем заменили небольшими отрезками ткани черного цвета, прикрепляя их к одежде, а женщины стали покрывать ими голову. Следующие поминки проходили через 7 лет.

У мусульман обряд захоронения совершается в день смерти. При этом соблюдается общий мусульманский погребальный ритуал. Тело заворачивают в черный саван, на котором вышиты изречения из Корана, устанавливают в мечети, после прочтения молитв его покрывают белой тканью, завязывают с обеих сторон, накрывают циновками и опускают в могилу, направляя головой в сторону Мекки. Носилки с телом покойного несут на кладбище только мужчины. После похорон устраивают очень скромные поминки, на которых присутствуют одни мужчины.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»