Богородице-Рождественский Анастасов монастырь

Общая информация

Вид объекта: Монастыри и храмы
Адрес: Тульская область, Одоевский район, с. Анастасово
Рейтинг:

Село Анастасово в котором находится монастырь, принадлежит к числу замечательных в историческом отношении сёл Тульской области. Сегодня о времени основании монастыря и его строителях сохранились сведения в «Кормовой»* монастырской книге, данной князьями Михаилом и Александром Воротынскими Анастасовскому игумену Герману в 1558 году. В этой книгу говорится, что строителями монастыря были родители князей – князь Иван Михайлович Воротынский и его супруга Анастасия, по имени которой и был назван монастырь. Время построения монастыря 1550-е годы. При самом основании монастыря Воротынские дали ему во владения деревни: Рымнино, Мартыновская, Подроманово, Филимоново. К 1716 году всех монастырских крестьян насчитывалось 244 двора, но почти все они жили в «скудности»,- ходили по миру, и потому содержание монастыря не было достаточным; вследствие этого в 1722 году в монастыре не было, кроме игумена, ни одного монаха, и церковную службу исполнять было некому. Бедность крестьян, наряду с прекращением в петровское время крупных вкладов, сказалось и на монастырском достатке. Уменьшилась численность «братии», вешали строения, монастырь шёл к окончательному упадку.В 1764 году монастырь был упразднён и превращён в село Анастасово. Селения составлявшие вотчинные владения монастыря и находившиеся от него на ближайшем расстоянии образовали приход села Анастасова. На монастырском кладбище погребено немало людей, пользовавшихся в своё время известностью на Руси. На одном из надгробных камней можно прочесть следующее: «В год московского разорения в Одоеве был сброшен с башни Никита Колупаев за то, что не стал целовать креста изменников, а тело его погребено в Анастасовом монатыре». Из этой надписи видно, что этот патриот Смутного времени был выдающимся общественным деятелем; его потомки упоминаются в истории монастыря, как люди общественного положения и как усердные благотворители приходского храма.

Все прихожане – крестьяне, занимаются земледелием и производят гончарные изделия. Каменный храм села Анастасова, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, уцелел ещё со времён существования монастыря. По приданию, храм был сначала деревянным, но в 1669 году в царствование Алексея Михайловича по указу митрополита Сарского, в Анастасовом монастыре начата была постройка каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В следующем году была построена каменная колокольня. Строителем храма был игумен Иона.

Место для постройки было выбрано с большим художественным чутьём. Массивный объём церкви, словно вросший в пологое взгорье, на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Праздничность и жизнерадостность, свойственные зданиям последующих десятилетий, ещё чужды храму в Анастасове.

Храм монастырской архитектуры, до нового расположения, имел форму правильного прямоугольника, с возвышающимся на главным алтарём квадратом с пятью куполами. Нижний этаж построен из необработанного плетняка и предназначался для монастырских кладовых, а, может быть, и для келий монахов; в двух помещениях этого этажа сохранились следы обитаемости. Стены храма отличаются своей необыкновенной толщиной, так что в одной из них был проделан ход, соединявший бывшую кухню с приходом св. муч. Екатерины, другой подобный ход был устроен со сводов деревянной церкви к тому месту, где возвышаются главы храма. Колокольня устроена с северной стороны храма и соединена с ним галереей, во втором ярусе которой есть комната, носящая довольно странное название «казёнки». Скорее всего она была подобием сторожевой башни, возможно, служила монастырским казнохранилищем, на что намекает её название.

С течением времени храм подвергался многим изменением в своём устройстве. В сороковых годах XIX в. храм рал расписан. Один из старых ходов был заделан, но вместо него был пробит в стене новый ход, с деревянным крыльцом и такой же лестницей, которые в 1883 г. были заменены каменными. Сильнейшее впечатление, производимое выдающимися творениями народного гения, не может заслонить от нас уродливых социальных условий в которых памятники создавались. Каждый храм является в сущности храмом в честь архитектуры. Следует признать, что зодчий, построивший церковь Анастасова монастыря достойно прославил самобытность и красоту русского зодчества. В архитектуре церкви встречаются характерные для древнерусского зодчества композиционные приёмы: живописная асимметрия объёмного построения, сложный план и свобода, с которой мастер решал архитектуру храма.

Нельзя не упомянуть о событии, связанном с историей храма. В одной старинной рукописи, принадлежавшей одоевскому купцу Поликарпову, говорится, что в 1805 году в г. Белёве был страшный пожар, во время которого расплавилось много колоколов. Тогда, по распоряжению епархиального начальства, из белёвского монастыря явился в Анастасово монах с целью взять несколько колоколов. Но прихожане решительно воспротивились этому и, по совету своего священника Гавриила Авксентьева, кольями прогнали непрошенного гостя, посягавшего на собственность их храма. За это священник был отстранён от церковных дел и сослан в Коломну. Много интересных событий рассказывают нам древние рукописи и книги. С монастырём в Анастасово связано много легенд и приданий. Кто-то им верит, кто-то – нет.

Вечереет. От Упы веет холодком. В лучах закатного солнца порозовели древние стены. Чётче стали контуры куполов, чернее – глазницы окон. От колокольни всё дальше к востоку тянется причудливая тень…

Комментарии

Лента событий объекта

Подписаться
  
Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»