Африканский барабан

12.11.2016

Ведущая роль при исполнении музыки принадлежит барабанам. Они могут быть разными по форме, размерам, звучанию и способам игры. Типичной является цилиндрическая форма барабана с двумя мембранами, высотой 45 см и диаметром 12 см. Такой инструмент есть у зулусов и хауса. Во время игры они несут его под мышкой, по верхней мембране ударяют палочками, по нижней — ладонями. Мембраны изготавливают из козьих шкур.

У хауса некоторые барабаны имеют форму песочных часов с характерным сужением в середине инструмента. Они имеют разную величину и строгую специализацию. Большие барабаны хауса используют в том случае, если торжество почтили своим присутствием знатные особы. Инструменты в форме бокала, стоящие на тонкой ножке, распространены на территории Мозамбика.

Существуют барабаны высотой более 1 м. Их располагают между ногами, ударяют ладонями по верхней мембране. Такие инструменты подвергаются обработке резьбой. Для усиления звука в них вырезают щели и отверстия. На маленьком барабане (кунтуку) играют, сидя на земле, поставив его перед собой и ударяя по мембране изогнутыми палочками.

Барабанщик в Африке — знаковая фигура. К нему относятся с почтением. Среди африканских народов существует мнение, что только он, один из немногих, может установить связь с предками, передать им важное сообщение, наладить контакт с духами. Барабанщики находятся под покровительством своего бога, которого называют Лунным человеком. В полнолуние, говорят они, можно заметить, как тот держит в руках палочки и ударяет ими по барабану. Если бог опустил палочки, значит, где-то умер барабанщик.

Джембе — один из самых популярных видов барабанов. В настоящее время он используется в оркестрах всего мира. Инструмент имеет две основные тональности: удар по центру вызывает низкий мужской звук, удар по краям — высокий женский. Его ритмичные звуки способны заставить людей танцевать даже вопреки их желанию, поэтому его называют волшебным барабаном.

Согласно некоторым источникам, в Мали сохраняются священные барабаны джембе, появившиеся, по разным данным, в 500-900 годах н. э. Так ли это на самом деле, неизвестно. У народов Сенегала существует легенда о появлении джембе. Рассказывают, что местный охотник встретил духа, который играл на таком барабане. Дух продемонстрировал охотнику великую силу инструмента, а тот поведал о ней соплеменникам. С тех пор его активно используют во всех сферах жизни разные народы Африки, особенно при проведении военных действий, культовых ритуалов и обрядов врачевания.

Говорят, что в древние времена барабану в жертву приносили людей. Некоторые народы Африки признают этот музыкальный инструмент божественным, жертвуют ему дичь и пальмовое вино. Считается, что со смертью барабанщика его душа переходит в барабан.

Любой африканец, впервые взявший в руки барабанные палочки, способен выстучать на нем определенный ритм. При этом одинаково радуются его душа и тело. У суахили существует пословица: «Когда бьют в барабан на Занзибаре, танцует вся Африка вплоть до Великих озер».

С давних времен барабаны используются для передачи новостей на расстояние. Если звуки барабана исходят от поверхности воды (с лодки), их можно услышать в радиусе 20 миль. На суше ночью расстояние сокращается до 7 миль, днем — до 5 миль, поэтому все сведения передаются ночью или ранним утром, до восхода солнца.

В годы Первой мировой войны в Конго барабанщики передавали сведения о результатах сражений с бельгийцами и потерях, опережая телеграфные сообщения.

Африканцы говорят: «Белый человек слышит звуки барабана — только и всего. Африка слышит их и понимает!».

С. Филатова

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»