Болгария. Главный праздник — день повитух

16.01.2017

По древней традиции, имя ребёнку давал первый встречный. Так, бабушка Ванги вышла поздней ночью на улицу и попросила прохожую назвать первое попавшееся имя. Но оно бабушке не понравилось, а вот Вангелия — подошло, и под этим именем её знает весь мир!

После рождения младенца в болгарской семье проходят два торжества. Первый — мать навещают родные и близкие, принося с собой малую питу — обрядовый хлебец. Ну а после того, как роженица немного войдёт в силу, гости приходят на большую питу — большой хлеб, смазанный мёдом. Это означало, что ребёнок будет жить в «сладости». Этот хлеб принято разломить в знак исполнения ритуалов, принятых и по сей день в некоторых городах и селениях Болгарии.

О том, как много значит в этой стране рождение ребёнка, говорит хотя бы такой факт. Самый важный праздник, женщин — это отнюдь не 8 Марта, как в России и во многих других европейских странах, а день повитух, то есть повивальных бабок, которые неизменно ещё исстари присутствовали при родах. Торжество празднуется 8 января, а называется оно «бабий день». Это день весёлого карнавала, праздник на котором мужчины совсем не должны присутствовать. Сильная половина населения Болгарии в этот день, согласно традиции, скрывается дома и не попадается на глаза женщинам.

Ну а если глава семейства случайно попался женщинам на глаза, то ему придётся обороняться от шуток, имеющих порой сексуальную подоплёку. Чтобы защититься от розыгрышей подгулявших дам, мужчина должен заплатить выкуп. Порой бывает, что выкуп составляет сумму, на которую можно продолжить гулянье в «бабий день», но уже вечером, где дозволено присутствовать и мужчинам.

Это единственный день в году, когда будущие и настоящие матери могут танцевать, выпивать, рассказывать байки — словом, погулять и расслабиться от души. Этот праздник «повивальных бабок» позволил женщинам выплеснуть весь негатив на мужей, свекровей и вообще пожаловаться на те обстоятельства жизни, которые их не устраивают.

«Бабий день» имеет давние корни, когда помощь в родах оказывала лишь повивальная бабка — как правило, пожилая женщина, имеющая большой опыт в таких делах. В селениях это лицо играло важную роль — бабка, вызванная при первых схватках, подсказывала роженице, как себя вести, она же и принимала младенца и впоследствии заботилась о судьбе каждого принятого ею новорожденного. Но ещё до свадьбы она настаивала букетик герани в воде, а потом обвязывала его красной нитью и брызгала на невесту — по поверьям, такое обрядовое действо способствовало лёгкому зачатию и успешным родам. Ну а невесты, а тем более забеременевшие женщины, одаривали повитуху банными принадлежностями и букетиками дикой герани, что символизировало почтение и надежду на помощь в родах. Бабка должна постоянно носить при себе связку жгучего болгарского перца — олицетворение мужской плодовитости.

Она же и совершала ритуальное купание, а также мазала лбы новорожденных мёдом и маслом, чтобы жизнь была гладкой и сладкой. Повитуха имела при себе и кусочки шерсти, которыми натирала головки девочек. Этот обряд способствовал тому, что у них будут длинные и густые волосы. А мальчикам, чьи щёчки натёрты шерстью, уготованы, согласно традиции, пышные усы и бороды, которые придадут ему мужественность.

Когда в каком-либо доме дело подходит к родам, повитуха устраивала праздник, где после застолья новобрачные или беременные женщины устраивали ей баньку, чтобы она очистилась и подготовилась к принятию младенца. В особых случаях нести бабку в баню помогали мужчины: они сажали её в корзину и погружали в воду. Но иногда посредницу будущего родовспоможения возили к воде на телеге, украшенной ветвями и листьями самшита.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»