Эскимосы

28.07.2016

Праздник кита отмечался в прибрежных районах Аляски каждую весну, когда стада морских исполинов плыли через Берингов пролив на север, в холодные арктические воды. В настоящее время этот праздник отмечают в ознаменование удачного завершения китобойного сезона. И в прошлом, и сейчас главным мероприятием торжеств является соревнования налукатак («прыжки в поднебесье»), похожие на прыжки на батуте. Вместо батута используются две сшитые вместе моржовые шкуры, имеющие прорези-ручки по краям. Несколько человек, держась за эти прорези, раскачивают шкуры, на которых стоит спортсмен. Постепенно рывки усиливаются, и человек в такт им подпрыгивает, взлетая все выше. Некоторые прыгуны способны подняться на высоту двух-трехэтажного дома. При этом человек должен сохранить вертикальное положение, опускаться вниз легко и красиво. Если прыгун не может удержаться в таком положении и падает на спину, на бок или даже головой вниз, зрители реагируют на это громким смехом.

Впрочем, смешного тут мало: неудачно приземлившись на импровизированный батут, прыгун может сломать руку или ногу. Несколько лет назад состязания налукатак были включены в программу фестивалей и карнавалов, которые проводятся в разных уголках Аляски, например в Анкоридже и на мысе Барроу, в самой северной оконечности Аляски, где для батута используют настоящие моржовые шкуры батута.

До середины XX века инуиты вели в основном кочевой образ жизни. Они передвигались в поисках еды, кочуя вслед за животными, в зимнее и весеннее время охотились на тюленей, белых медведей, а осенью преследовали стада северных оленей (карибу), занимались также собирательством и рыбной ловлей. Прибрежные эскимосы охотились на кита, белугу, нарвала. Традиции, обряды, социальные и родственные отношения, особенности построения жилища — все подчинялось кочевому образу жизни. Так, семья канадских эскимосов могла всего за два часа возвести иглу — зимнее жилище из блоков прессованного снега. Такой дом имел вход через длинный коридор, стены внутри обычно покрывались шкурами.

Год для эскимосов четко делился на два этапа — зимний и летний, каждый имел свои особенности, влиявшие на условия жизни инуитов и их хозяйственную деятельность.

Зимний период был временем изобилия, активной общественной и религиозной жизни. Зимой эскимосы собирались в большие общины, а с наступлением лета община распадалась, и семьи разбредались по арктической тундре в поисках оленей и других объектов охоты.

Религиозная жизнь затухала и возобновлялась лишь с наступлением зимы, с началом общинного существования. Осенью, в октябре и ноябре, охотились на песцов, мелкую дичь, ловили рыбу. Это было время интенсивной работы, до наступления полярной ночи нужно было успеть сделать все хозяйственные дела. Женщины шили одежду, мужчины делали новое охотничье снаряжение или чинили старое, готовили к зиме сани.

К началу зимы эскимосские семьи снова собирались в общинах и ставили общинные иглу прямо на льду океана или моря. Начиналась охота на тюленей через лунки. В темное время года (с конца сентября до середины января) действовал запрет на пошив новой одежды, можно было лишь чинить старую. В непогожие дни, когда охотники были вынуждены сидеть дома, или после удачной охоты на тюленя устраивались веселые общинные праздники, проходившие в так называемом танцевальном иглу. На них проводились разнообразные состязания, игры, рассказывали легенды и охотничьи истории. Люди пели и танцевали под барабанный бой, шаманы устраивали камлания. Религиозные церемонии и общинные праздники способствовали обмену опытом между членами общины и помогали инуитам снять напряжение от интенсивной деятельности в экстремальных условиях арктического севера. Главные занятия эскимосов, рыбалкой и охотой, определяли характер множества религиозных обрядов и ритуалов.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»