Первое место среди множества пещер в Индии по своему разнообразию, важному значению, а также и по своей глубокой древности занимают странные, высеченные в скалах монастыри, капища и храмы, находящиеся в Эллоре на расстоянии нескольких миль от Аурангабада.
Дорога от бунгало спускается через гребень и почти посредине крутого холма, в склоне которого они высечены, и пещеры тянутся направо и налево от нее почти на расстоянии мили. Многие из них трудно обнаружить, так как вход в них старательно прикрыт оставленным против отверстия, поросшим травой выступом девственной скалы, из которой состоит холм.
Пещеры расположены полукругом всплошную одна подле другой, и для человека, изучающего древнюю Индию, во всей стране не существует более интересного и поучительного места. Высекать эти пещеры начали, по всей вероятности, буддийские отшельники, нашедшие здесь мирную, плодородную, гостеприимную страну, а также встретившие, несомненно, поклонение и уважение обитателей. От простых келий стали переходить мало-помалу к более изысканным постройкам, так что на пространстве нескольких сот ярдов здесь можно открыть целый ряд замечательных буддийских сооружений.
Некоторые черты буддийской архитектуры изменились, конечно, благодаря тому обстоятельству, что здесь все приходилось высекать из цельной первобытной скалы, а не строить обыкновенным порядком из отдельных камней; однако здесь можно найти и храмы, и монастыри, и залы для совещаний, и почти все они сохранились в превосходном состоянии.
Однако буддийские пещеры, хотя они самые древние, отнюдь не представляют собой здесь единственных сооружений. В самом деле, для большинства посетителей знаменитый храм Кайласа способен затмить воспоминание о всех других пещерах. Строители этого изумительного здания не довольствовались тем, что высекли из склона холма внутренность храма. Они высекли в скале стены так, что перед нами возвышается чудесно отлетанный и изукрашенный храм, стоящий во дворе и окруженный нишами, колоннами, символами, фигурами, щитами и другими любимыми аксессуарами индусского культа и покрытый внутри и снаружи самой изящной резьбой. В этом храме нет ни одного квадратного дюйма, который был бы наложен на другой. Он представляет собой цельный исполинский монолит, неотъемлемую часть горного склона, который окружает его и нависает над ним,— склона, поросшего травой и низким кустарником.
О красоте храма Кайласа можно судить только увидев его. Ему станет ясно, что это дивное здание представляет собою цельную сплошную массу девственной скалы, он должен вообразить себе двор, окружающий храм, его скалистые стены, изрытые и изукрашенные коридорами, колоннадами и нишами, слонов, высеченных снаружи храма, и его дивную внутреннюю архитектуру, его резные колонны, так как ничего этого, к несчастью, нельзя изобразить на рисунке. В меньшем здании, находится каменное изваяние священного быка, или Нанди, служащего эмблемой силы и плодородия, которого можно встретить во всех храмах, посвященных Шиве. Много веков прошло с тех пор, как в этом храме совершалось богослужение и исполнялись религиозные обряды, хотя и теперь часто можно видеть нескольких молящихся, благоговейно распростертых на длинных пустынных порогах.