Объясняя иностранцам, в чем истоки своеобразия Филиппин и откуда берется комбинация католической набожности со свободой нравов, бьющая в глаза приезжим, филиппинцы пользуются присказкой, согласно которой их предки просидели триста лет в монастыре, а потом еще на сорок угодили в Голливуд. Имеется в виду, что с конца XVI и до конца XIX столетия на архипелаге господствовала Испания, а в первой половине прошлого века он был колонией Соединенных Штатов Америки. Если добавить, что в промежутке между этими эпохами Филиппины сотворили первую антиколониальную революцию в Азии, а до получения независимости от США пережили еще и четырехлетнюю японскую оккупацию, то сам этот исторический путь покажется колоритней иного литературного вымысла. Но в нем же будут и ключи к пониманию современных филиппинских реалий.
От каменного века до зачатков государственности
Доисторические предки современного человека появились на филиппинских островах, по оценкам ученых, около 30.000 лет назад. Остатки древних стоянок, каменные орудия труда, кости и черепа этих людей были найдены в середине прошлого века на островах Палаван (пещера Табон в южной части острова), Минданао и Лусон. Считается, что древние люди перешли сюда по существовавшему некогда перешейку, связывавшему Палаван с островом Борнео. Однако дальнейших следов развития этих наших предков не сохранилось, а существовавший перешеек между островами ушел под воду.
Примерно три-четыре тысячи лет назад, в эпоху позднего каменного века на Филиппинском архипелаге объявились мигранты из материковой Азии, а также с территории нынешней Индонезии. Они принадлежали к южномонголоидной (малайской) расе, благодаря чему их потомки и сегодня, после всех драматических поворотов своей истории, не теряют ощущения родства с другими народами малайского корня. Поселения пришельцев - семейные и соседские общины из нескольких десятков человек во главе с вождем-дату - назывались барангаями. Общинники вели натуральное хозяйство, основу их духовной жизни составляли культ предков и вера в обожествленные силы природы. Обживая побережья, равнины и предгорья, занимаясь охотой, рыболовством, земледелием и ремеслами, они оттесняли в глубинные районы аборигенов-негроидов - прародителей некоторых горных филиппинских народов наших дней.
Находки предметов буддийского и индуистского культов, а также изделий китайского происхождения, элементы санскрита в местных языках, записи в китайских хрониках и пр. подтверждают, что уже в первом тысячелетии от Рождества Христова приморское население контактировало с носителями культур Китая и Индии, и эти контакты с течением времени развивались. Однако отдаленность от центров древнейших азиатских цивилизаций и низкая плотность населения островов (по pазным расчетам, в канун вторжения европейцев там проживало от 500 тысяч до миллиона человек или чуть больше) замедляла хозяйственный рост и переход от племенного строя к классовому обществу. С конца XIII в. началась исламизация филиппинского Юга. В XV-XVI вв. на юге Филиппин возникли мусульманские султанаты. Еще один анклав такого рода появился на Лусоне, на месте нынешней Манилы. Однако ни ислам, ни формы власти, им освященные, не подчинили себе архипелаг.