6500 тыс. чел. (с пригородами 7530 тыс.); 1881 г., до 1966 года называлась Леопольдвиль
Столица ДРК и центр столичного региона. Был основан Стэнли на берегу Конго как склад, колониальных товаров близ деревни Киншаса и назван по имени тогдашнего бельгийского короля Леопольдвилем. С 1920 года город стал столицей Бельгийского Конго. В колониальные времена развитие города шло вяло, и к 1945 году здесь насчитывалось всего-то 100 тыс. человек. Дрожжи подложили сюда в 1980-1990-е годы — население начало расти чуть ли не в геометрической прогрессии.
Столица ДРК занимает 35-е место в мире и 3-е в Африке, после Каира и Лагоса, по численности населения. Это, как вы понимаете, не шуточки. Подобные города, как правило, вырабатывают свой неповторимый стиль жизни, уклад, менталитет и прочие умные вещи, обычно раскладываемые по полочкам психологами и социологами. Есть такое и у Киншасы.
Во-первых, наличие фамильярной клички (такой, как Питер для Санкт-Петербурга или Эл-Эй для Лос-Анджелеса). Киншаса кратко именуется конголезцами «Кин». А ее жители называют себя на французский манер «kinoise» («кинуаз»).
Во-вторых, своими размерами столица подавляет все остальные города страны. Это дает право называть Киншасу «африканским Парижем». Аналогии под держиваются еще и тем, что в центре по парижской моде улицы пересекаются под острым углом, образуя круглые площади «рон-пуан» и сглаженные торцы зданий, похожие на корабли.
Находится крупнейший город Центральной Африки на холмистом берегу реки Конго (200-400 м высоты над уровнем моря), напротив Браззавиля, столицы Республики Конго. Здесь как раз Конго очень широко разливается, и эта часть реки называется бассейн Малебо (Malebo Pool). Административно Киншаса делится на 24 района, город вытянулся на 30 км с востока на запад и на 15 км с севера на юг.
Несмотря на столь внушительные размеры (с пол-Москвы, а то и больше), в Киншасе очень плохо обстоит дело с общественным транспортом. Это в Европе такие города считаются мегаполисами и пронизаны под землей густой сетью тоннелей метрополитена. А тут — ясен пень! Метро... В Центральной Африке... В начале XXI века... Не смешите меня, господа! Трамваи бельгийцы сюда не завезли, несмотря на прочные традиции у себя на родине, троллейбусы Мобуту у нас тоже в свое время не закупил. Поэтому удел безавтомобильного путешественника в Киншасе —- это переполненные автобусы, такси и «фула-фула» (грузовички-маршрутки).
Кин местами красив и зелен. И тем не менее городом как таковым в этом «мегаполисе» можно назвать от силы треть из 24 районов. Остальное — большая деревня, «приехавшая» сюда в поисках счастья. Короче, лимита. Здесь она живет не в общагах и малосемейках, а в домиках-однодневках, наскоро сбитых из жести и других подручных материалов. По нашему, в частном секторе.
Поэтому Кин — это все-таки не Париж. Кто был у меня на родине, в Саратове, и видел широченную Волгу, а также город Энгельс на том берегу, сравнит Киншасу и Браззавиль скорее с этими российскими аналогами. Каждый из них больше волжских городов, правда, в пять раз, но соотношение то же.
В Саратове, кстати, гораздо лучше. А здесь моста нет, в Конго купаться нельзя (правда, некоторые мажоры ходят на яхтах), и гулять по ночам можно только очень осторожно...