Традиции прощания народов Тропической Африки

01.12.2016

Практически все народы Тропической Африки не понимают или не хотят понять естественных причин физиологического развития человеческого организма, приводящих к смерти. С тех давних времен, когда возникли мифы и сказки, считалось, что человечество изначально было бессмертным. Однако в результате совершенных ошибок или по вине стражей, не допускавших смерть в человеческие поселения, люди потеряли этот дар богов и стали смертными. И даже теперь смерть воспринимается как результат вмешательства злой, колдовской силы, а не как процесс старения организма.

Любая смерть вызывала массу вопросов, но самым главным являлся поиск человека или существа, духа, которому нужна была эта смерть. Умерших не хоронили до тех пор, пока родственники и друзья не устанавливали виновника. Баконго оставляли труп в сидячем положении и терпеливо ожидали, когда он подаст знак, поможет найти этого преступника. Естественно, происходило либо падение тела, либо его наклон в какую-нибудь сторону.

В каждой африканской деревне имелся местный знахарь (нганга), к которому родственники обращались за советом и помощью в розыске виновника смерти близкого человека. В настоящее время это дефицитная специальность, знахарь работает сразу на несколько поселений, а в городах совмещает эту «должность» с основной деятельностью, служа где-нибудь клерком или работая на заводе.

Установив последовательность развития событий, вызвавших смерть, приступают к совершению погребальных обрядов. В Африке существуют разные обряды захоронения.

На Мадагаскаре в древние времена у некоторых народов умерших не хоронили. Они просто оставляли покойных на земле или подвешивали на деревья. Бушмены хоронят умерших в день смерти, быстро роют могилу, устилают ее травами и ветками деревьев. Рядом с покойным мужчиной кладут его оружие, женщиной — украшения. Сверху выкладывают пирамиду из камней. После каждого захоронения весь род меняет место поселения.

У пигмеев тело умершего обмывают, состригают ногти, укладывают на бок, заворачивают в кору фикуса, обвязывают и относят в лес, оставляя в пещере, дупле дерева или русле реки. Возможен другой вариант — телу придают позу эмбриона. Захоронение проводится без оружия и личных вещей умершего. В самом поселении траур длится 4 дня, в течение которых продолжаются стенания. Мужчины сжигают на костре имущество, принадлежавшее покойному, женщины в знак траура натирают тела белой глиной.

Тщательно соблюдали ритуал при захоронении знатного человека. Балунда натирали тело умершего касторовым маслом, оставляли в хижине, а стены покрывали белой тканью. Затем кто-нибудь выпивал специальный напиток, который помогал принявшему его определить виновника смерти по тени, возникающей на белой ткани. В поселении в это время пели ритуальные песни и исполняли танцы. В доме покойника горел огонь, всегда стояли свежая пища и вода. Хоронили умершего в могильной яме, сначала опуская в нее тело, а затем его имущество. Здесь же, у свежей могилы, устраивали палочные драки. Ритуальные действия продолжались еще некоторое время. Балунда после похорон проводили обряд очищения вдовы, так как существовало поверье, что тень умершего в течение одного месяца витает между двумя мирами и может причинить вред.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»