История Филиппин

05.01.2016

Под сенью креста

Когда в марте 1521 г. к этим берегам приплыли Фернан Магеллан и его спутники, искавшие западный путь в Индию, они не увидели признаков развитой государственности - величественных храмов, императорских дворцов и процветающих городов. Официальной датой открытия Филиппин европейцами считается 16 марта 1521 года. Успев водрузить на острове Лимасава гигантский крест и устроить там пасхальную службу, предводитель первого кругосветного похода пал на острове Мактан в столкновении с воинами вождя Лапу-Лапу. Тем не менее, начало европейской экспансии было положено. Четверть века спустя (в 1543 году) на островах побывал другой слуга испанской монархии -Лопес де Вильялобос, назвавший их (в честь будущего короля Филиппа II) так, как они называются сегодня. Прошло еще столько же времени, и в 1565 г. экспедиция Мигеля Лопеса де Легаспи, прибывшая из Мексики, высадилась на острове Бохоль. Там он подписал кровное соглашение (оно действительно было подписано кровью лидеров обеих сторон) с местным вождем Сикатуной. Вскоре за этим был колонизирован остров Себу, на котором Легаспи возвел первые испанские укрепления. Его экспедиция увенчалась созданием испанского опорного пункта на западе острова Лусон, вблизи удобной глубоководной бухты. Разрушив поселение местных жителей, чтобы заложить свою столицу, конкистадоры сохранили его слегка искаженное имя - Манила (изначально - Мэйнила).

Уже в первые десятилетия испанского правления монахам-миссионерам - августинцам, доминиканцам, францисканцам, иезуитам, реколетам - удалось обратить в католичество тагалов (обитающих на Центральном Лусоне и составляющих до четверти нынешнего населения страны), илоканцев, пампанганов, биколов, илонгов, себуанцев, других "туземцев" с равнин и предгорий. Те, кто не услышал этой проповеди - мусульмане-моро на острове Минданао и островной гряде Сулу, а также горцы, рассеянные по разным уголкам страны, - остались в абсолютном меньшинстве.

Однако испанцам постоянно приходилось оборонять Филиппины от других стран, которые также проявляли заинтересованность в новых территориях. Голландцы, португальцы, китайцы и англичане пытались закрепиться на островах, однако либо были выбиты испанцами, либо сами ушли в результате договоренности. На юге испанцам пытались противостоять мусульманские воины султаната Сулу, однако также безуспешно.

Объединив Филиппины в границах, сохранившихся доныне, и утвердив господство католической церкви в духовной сфере, испанцы дали импульс формированию филиппинской нации в том виде, в каком ее знают сегодня.

Случившееся не означало, что местные традиции бесповоротно пресеклись. Служители христианства никогда бы не добились своего, не отдавая должное доиспанским обычаям и представлениям. Часовни и храмы возводились в местах, где прежде островитяне-анимисты поклонялись духам природы. Сезонные пиршества общинников по случаю начала и окончания полевых работ соединялись с религиозными праздниками-фиестами в честь католических святых, избиравшихся в покровители новых городских поселений. В церковном ритуале филиппинец, воспринимавший семейно-племенные связи как гарантию выживания в мире, разделенном по признакам крови и родства, находил немалую пользу. Практика выбора многочисленных крестных для новорожденных, как и посаженных родителей для вступающих в брак, использовалась, чтобы заключать союзы с несколькими семьями сразу, обеспечивать себе их помощь и расширять безопасное общественное пространство.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»