Ливийская свадьба

03.08.2015

1-й и 2-й дни называют «дни приглашающих женщин». Обычно 2-3 женщины со стороны жениха в эти дни приглашают на свадьбу друзей, родственников и знакомых. Их количество иногда достигает 200 и более человек.

3-й день — это «день отдыха». Но никакого отдыха в этот день не предвидится, потому что с утра до вечера в обоих домах проводят генеральную уборку и готовят угощения. Поздним вечером собирается тесный кружок близких, участвующих в этом мероприятии.

4-й день мужчины и женщины проводят отдельно. У женщин проходит в трудах и заботах «день сладостей». Они. с утра до позднего вечера пекут кондитерские изделия. Возможностей обычного дома не хватает, поэтому младшие родственники (братья и сестры) относят в ближайшую пекарню противни с заготовленным тестом, а забирают готовые изделия. Мужчины проводят «день шатра». Жених в сопровождении веселой кампании отправляется за праздничным шатром — гетуном. Забрав его у знакомых, компания, кружа по городу, возвращается в дом жениха. Обычно жениха сопровождают несколько машин, а все его друзья — шумные, веселые и озорные люди. Поездка проходит в сопровождении музыкальных инструментов — так что шум вокруг них невообразимый. Но поздно вечером этого же дня во дворе или на улице уже стоит свадебный шатер.

5-й день — «день гуффы». Гуффа — это корзина из листьев финиковой пальмы. Ее до отказа наполняют подарками, предназначенными девушке — от зеркал до иголок. Среди них обязательно должна быть хна. Преподносят обычно не одну, а несколько таких корзин. Гуффу доставляют женщины, с ними к дому невесты направляются музыканты. Принимает подарки невеста, которая перед приемом наводит тщательную красоту.

6-й день называется «днем весны». Согласно древнему ритуалу невеста садится на простынь, вытягивает вперед обнаженную правую ступню. Одна из старших женщин разбирает подарки, полученные с гуффой, последовательно прикладывая каждый предмет к пятке невесты и втирая их в ее поверхность. Этот обряд символизирует будущую жизнь девушки как хозяйки дома и главы семьи.

После завершения этого ритуала начинается следующий. Невеста садится у ручной мельницы так, чтобы одна нога была поджата, а другая вытянута. Одна из женщин обвязывает левое колено красной шелковой нитью так, как это делают кочевники, привязывая своих верблюдов. Обряд призван засвидетельствовать привязанность девушки к будущему мужу. Другую такую же нить женщина обматывает вокруг шеи невесты, а кончик невеста держит во рту. Так девушка дает обещание, что не станет много болтать, надоедая мужу. Кусочек сахара, который кладется под язык, свидетельствует, что из этих уст будут литься только сладкие речи. Затем невеста прокручивает на мельнице листья хны, шелковые нити снимают, а женщина, проводившая ритуал, разрывает их над головами приглашенных незамужних подруг — этот ритуал должен помочь им быстро и удачно выйти замуж.

7-й день — «день большой хны». Появляется зайана — художник, косметолог, парикмахер и визажист. Это обязательное действующее лицо ливийской свадьбы. Она разводит хну, полученную смесь помещает на блюдо, которое украшает печеными яйцами и свечами. В течение этой процедуры в комнате должны присутствовать свидетели-женщины. Это необходимо для будущей счастливой жизни молодой семьи. Затем в руки и стопы девушки зайана втирает хну. Через несколько часов смесь удаляют, а кожа приобретает рыжеватый оттенок — окраску песков ливийской пустыни в час заката.

Последний день и есть дах-ла. В 1-й половине дня проходит официальное действие в мечети. После этого появляются угощения. А вечером невеста должна быть готова навсегда покинуть отчий дом. За ней приезжает жених, а встречает ее свекровь. Она держит в руках поднос, на котором стоит кувшин с водой, лежат ключ и окрашенное хной яйцо. Вода является символом мира, яйцо — согласия в семейной жизни, ключ — рождения мальчика, наследника.

На свадьбу часто приглашают два музыкальных ансамбля: мужской (нуба) и женский (зимза-мат). Сначала они выступают отдельно в домах жениха и невесты, а затем вместе на свадьбе.

Спиртных напитков на свадьбе нет. Гости танцуют и веселятся, наконец к ним выходят молодожены. Жених снимает с себя свадебную накидку и бросает ее в толпу друзей: тот, кто поймает ее, вскоре женится.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»