КОНГО (CОNGО-RAZZAVILLE).

КОНГО (CОNGО-BRAZZAVILLE)

27.01.2017

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Площадь 342 тыс. кв. км.

Население 3 млн человек (2003).

Столица — Браззавиль.

Официальное название — Республика Конго (Republique du Congo).

Официальный язык — французский.

Президентская республика (президент с 1997 года — Дени Сассу-Нгессо).

Время на 2 часа отстает от московского (в летний период — на 3 часа).

Делится на 10 провинций (Квилу, Бвенза, Пул, Ниари, Лекуму, Плато, Кювет, Западный Кювет, Санга, Ликвала).

Столица Браззавиль выделяется при этом в особую административную единицу.

Итак, перед вами одно из двух Конго, меньшее и младшее. Еще его называют иногда Конго-Браззавиль, по имени столицы, чтобы не путаться. А было ведь время, когда путаницы не было, и существовали Заир и Народная Республика Конго (НРК). Один на левом берегу реки Конго, другая — на правом. Но в 1992 году прилагательное «народная» посчитали пережитком социалистического прошлого и переименовались просто в Республику Конго (РК). А Заир в 1997 году переименовался в Демократическую Республику Конго (ДРК). Однако как, друзья, вы не садитесь — все в демократы не годитесь!

СОВРЕМЕННАЯ ОБСТАНОВКА

Хотелось бы обрадовать, что в Конго сейчас все более-менее. Да вот в декабре 2003 года в южном районе Браззавиля неожиданно начали палить из автоматов и даже ракетных установок. Как выяснилось, это никак не могут угомониться «ниндзя», которые уже начали выяснять отношения между собой. Но справедливости ради надо сказать, что это вообще-то случай единичный, в основном спокойно. Вон в августе даже провели третий Панафриканский фестиваль, а это событие международного уровня.

Какой-то порядок в РК, безусловно, наличествует. На север страны (в туристическом смысле почти бесполезный) можно ехать когда заблагорассудится. В Браззавиле — так, день надень не приходится. В Пуэнт-Нуаре вроде бы спокойно. Но на сухопутной дороге туда может произойти что угодно. Безопасно добираться только по воздуху, и то на разваливающихся «Ан-24».

Природа, климат.

Понять, что такое Конго в природном отношении, очень просто. Это огромный экваториальный лес с очень высокими деревьями (более 30 м) и высокой стоимостью древесины на мировом рынке. И если на юге джунгли еще как-то разрежены, то север РК — гиблое место. Там болота, начиненные крокодилами, и непролазные леса.

Конго, как и Габон — классика экваториального климата. С небес льет каждый день, дышать трудно из-за высокой влажности и жары. Более-менее (и это очень условно) сухо в январе-феврале и июле-октябре. Температуры всегда на одном уровне: что в январе, что в июле. Колебания от+23 до +27С россиянам вообще покажутся смехотворными. И поскольку Конго все-таки чуть южнее экватора, то здесь январь — середина лета, а июль — середина зимы.

Определенное разнообразие в ландшафт страны приносят горы Маюмбе (600-800 м), в которых, кстати, посуше, чем в долине реки Конго. Горы эти прорезают территорию страны с севера на юг примерно на полпути от Браззавиля до Пуэнт-Нуара двумя крупнейшими городами. Атлантическое побережье, как и везде в Африке, равнинно, шельф богат нефтью, а берег — пляжами и пальмами.

Экономика

Удивительно, но явно неблагополучная с точки зрения туризма страна довольно крепко стоит на ногах в экономическом плане. Конго замыкает список стран со средним уровнем развития (по версии ООН — 140-е место в мире).

Нефть, конечно, нефть тому причиной, что же еще? Хотя при наличии такого ресурса показатели могли бы быть еще лучше, как, например, в Габоне, где никто и не думает воевать. А пока ВВП на душу населения — $886, ВВП по ППС — $970 (для наглядности преимуществ мирной жизни загляните в аналогичный раздел статьи «Габон»). Бюджет страны составляет $870 млн, внешний долг $5,3 млрд. Денежная единица—африканский франк (CFA). $1 = 528,29 СТА (2004 г.).

Экономика страны, увы, уродливо-монотоварна. Нефть составляет 90 % экспорта. Правда, у Конго неплохие стратегические перспективы. Ее месторождения начали разрабатываться позднее габонских, и надо думать, конголезское время еще придет. Общие запасы в стране оцениваются в 1,5 млрд баррелей, ежегодно добывается 13 млн т. Все остальные отрасли — жалкие подпевалы. Сельское хозяйство вообще рассматривается здесь как средство выживания, кофе здесь обычный, без брендового пафоса, как в Сан-Томе и Экваториальной Гвинее, ну, а рыбой кого удивить можно? Разве что древесиной, но тут Габон сто очков вперед даст. У него и инфраструктура, и техника, и рынки сбыта... А в Конго к тому же слишком категорично начали вырубать, например, дерево окуме и столкнулись с проблемой обезлесивания.

А общее резюме такое — когда ребята наконец воевать перестанут, пальцы загнут свои пацанские и автоматы в реку Конго выкинут, договорятся между собой, тогда у них и будет все хорошо. Или около того.

ТРАНСПОРТ

В стране два больших города и множество городков, более похожих на деревни. Вся жизнь концентрируется в столице Браззавиле и порте Пуэнт-Нуар, находящемся на атлантическом побережье. А вот дорога между этими двумя островками цивилизации небезопасна.

Если Трансгабонская магистраль — великая стройка африканской независимости, то железная дорога из Браззавиля в Пуэнт-Нуар — великая стройка колониализма. Длина магистрали 510 км, на ней 48 станций, и строилась она в 1934-1946 гг. При строительстве пришлось преодолевать горы Маюм-бе, и при закладке тоннелей было угроблено куча конголезских жизней. И ради чего? Ради того, чтобы после гражданской войны по ней курсировал один товарняк в день, и то под охраной? Пробовали пускать пассажирский «Поезд мира», ко на него напали бандиты, и решили от греха подальше пока повременить. Да и какие поезда?! Подвижной состав находится в очень плохом состоянии. Вторая ветка конголезской железки тоже мало используется. Она отходит от главной магистрали к поселку Мбинда, куда по канатной дороге до конца 1980-х годов отправляли марганец из Габона (ну, вы знаете эту историю, читали уже).

Автодороги в стране или плохие (те, которые на север), или опасные (из Браззавиля в Пуэнт-Нуар). Сейчас строят, правда, автостраду в Габон вдоль атлантического берега, пока что осилили 80 км, то есть половину пути. Неплоха в целом дорога из Пуэнт-Нуара до ангольского анклава Кабинда.

Речным сообщением Браззавиль связан с Киншасой (здесь ежедневно курсируют катера) и со столицей ЦАР Банги (этот путь очень долог, по рекам Конго и Убанги, и теплоходы нерегулярны).

Из Москвы в Браззавиль прямых авиарейсов нет, лучше всего попадать сюда через Париж (лететь оттуда в столицу Конго 8 часов).

Туристический инструментарий.

Визы необходимы для всех гостей страны, исключая граждан Франции и Габона. С визами в Европе могут быть проблемы, чиновники на всякий пожарный предпочитают не рисковать своей... (ну, в общем, вы поняли чем). А в соседнем Габоне все это запросто. $50 — и на самолет в Браззавиль! (виза ограничена сроком в 15 дней).

Проживание и питание в стране недорогое, дешевле московского во всяком случае. Крайне опасна санитарная обстановка (свободно гуляют малярия и холера), так что воду желательно употреблять только из продаваемых специально бутылок! И полный запрет на ночные прогулки. Особенно по Браззавилю и особенно по его южным районам. На фоне продолжающихся междоусобиц могут возникнуть проблемы с военными патрулями и фотографированием зданий. Поскольку здесь, как и почти везде в Африке, к стратегическим объектам могут причислить все, что угодно, вплоть до сортира.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»