Преобладающей формой хозяйствования народов Тропической Африки является скотоводство, как кочевое, так и полукочевое. Динка, фульбе, масаи шиллук издавна занимаются этим видом деятельности. Проживают скотоводы в Нигере, Нигерии, Чаде, Центрально-Африканской Республике, Танзании, Кении, Эфиопии и других странах.
Разводят в основном крупный рогатый скот местного происхождения, что подтверждает сохранившаяся в этих местах наскальная живопись. В Западной Африке преобладает разведение короткорогих пород, а на восточном побережье континента, в Гвинее, — длиннорогих. Судан и Восточная Африка специализируются на выращивании местных горбатых зебу.
Параллельно с разведением крупного рогатого скота практикуется выпас овец и коз. Коневодство в Африке развито недостаточно. Только на западном побережье разводят лошадей местного происхождения. Широко распространено верблюдоводство, особенно в засушливых районах. Первые верблюды появились на континенте еще в начале нашей эры.
Одной из главных особенностей африканских скотоводов является бережливость — скот забивают только в исключительных случаях, в основном в дни рождения детей, для совершения свадебных обрядов и в знак уважения к высокопоставленным гостям.
Бороро в Западной Африке, нанди, масаи, сук, карамоджин в Восточной Африке, готтентоты и гереро в Южной и Юго-Западной Африке ведут кочевой образ жизни. Для этих народов скот является не только основой их существования, но и важным достоянием. Прежде всего это, конечно, пища (мясо, молоко) и изделия из кожи и шерсти животных. Масаи издавна использовали шкуры для создания музыкальных инструментов, из них же создавали предметы домашнего обихода — различные футляры, коробки, ножны. Из рогов делали музыкальные инструменты, подставки, вешалки для амулетов, а из копыт — сосуды для жира и табакерки.
Верблюдов и быков в качестве тягловой силы в земледелии используют только в Судане и Эфиопии. На остальных территориях распространено пастбищное содержание скота. Частично на юге и востоке применяют быков для верховой езды. Количество скота определяет положение человека в обществе.
Перекочевки имеют сезонный характер и связаны не только с наличием хороших пастбищ и воды, но и с распространением мухи цеце, чрезвычайно опасной для скота. Маршруты перекочевок разрабатывались в течение нескольких столетий, когда в Африке не существовало государственных границ. Используются они и сейчас, и в этом состоит особенность африканского скотоводства. Например, галла пересекают границы Кении, Сомали, Эфиопии, а фульбе (бороро) из Нигерии перекочевывают в районы Бенина. Все фульбе когда-то были скотоводами, но в настоящее время только племя бороро ведет кочевой образ жизни.
Круглый год скот находится на подножном корму, никаких запасов не делают. Это характерно для многих народов-скотоводов. Очень часто выпас стада осуществляют по ночам, так как днем стоит настолько нестерпимая жара, что ее не могут вынести даже животные. Сейчас бороро нанимают пастухов на 1 год, в течение которого обеспечивают его пищей и одеждой, а при расторжении договора расплачиваются маленьким или взрослым бычком (в зависимости от величины стада). Этот народ разводит не только крупный рогатый скот, но и верблюдов, овец, лошадей.
Уже отмечалось, что скотоводы Африки забивают животных в редких случаях, мясо употребляют в пищу, а из шкур и шерсти шьют одежду. Бороро не являются исключением. Овец, как правило, продают, а вырученные деньги идут на выплату налогов, покупку необходимых вещей, отсутствующих в хозяйстве, проведение праздников. Считается, что 90 % скота в Нигерии сосредоточено у фульбе, но даже приблизительных цифр нельзя назвать по той простой причине, что у этого народа числа имеют магический, сакральный характер, и, говоря о количестве скота, они суеверно не произносят никаких цифр.