Народы и религия Мавритании

21.09.2016

Народ современной Мавритании принадлежит к двум расам — негроидной и европеоидной. К последней относятся мавры и арабизированные берберы. Они представляют собой средиземноморский тип европеоидной расы и составляют приблизительно 70 % населения страны. Внешне они ничем не отличаются от арабов других стран Северной Африки, только имеют более смуглую кожу и стройную прямую осанку. Последнее качество характерно для народов, ведущих кочевой образ жизни, особенно берберов и бедуинов-кочевников.

Они проживают на всей территории Мавритании, но в северном и центральном районах страны составляют преобладающее большинство. Занимаются мавры кочевым и полукочевым скотоводством. Языком общения является арабский диалект хасания, отличающийся от разговорных языков оседлых жителей Северной Африки и дополненный заимствованиями из языков народов Западного Судана. На юго-западе Мавритании проживают берберы-зенага, сохранившие свой древний язык.

Оставшуюся часть населения страны составляют негро-африканские народы: фульбе, тукулер, сараколе и волоф. Они населяыют юг страны в долине Сенегала, ведут оседлый образ жизни и традиционно занимаются земледелием.

На территории страны языком межэтнического общения является хасания — диалект арабского языка. В деловой и официальной жизни используется арабский литературный язык — единственный письменный язык страны. Те же функции выполняет и французский язык, особенно на юге страны.

Государственной религией Мавритании является ислам, поэтому на пост президента может быть избран только мусульманин. В то же время государство гарантирует свободу других вероисповеданий. Практически все население страны (в том числе и представители негроидной расы) — мусульмане-сунниты. Марабуты — религиозные толкователи мусульманского вероучения — относятся к высшей касте общества. Очень распространена в Мавритании деятельность религиозных братств, или орденов. Самыми влиятельными являются кадирия, таджания, шаделия и гудфия. Члены этих обществ являются ревностными защитниками ислама и распространителями его мистического течения — суфизма.

В годы национально-освободительного движения ислам играл важнейшую роль, объединяя мусульман на борьбу с колонизаторами. Сейчас он является главным фактором сближения всех народов страны и формирования национального единства. В настоящее время процесс консолидации двухрасового населения страны идет тремя путями: сближение всех общностей, консолидация арабов в нацию и укрепление связей между этническими группами негроидной расы. 1-й путь сопровождается межрасовым смешением — увеличением метисации. 2-й характеризуется размыванием традиционного деления мавров на социально-иерархические касты и развитием новых классовых отношений. 3-й проявляется в возрастании роли негроидного населения страны в экономической жизни государства.

Размещение населения по территории страны в связи с природными условиями имеет неравномерный характер. Большая его часть сосредоточена в южных областях и долине Сенегала (около 90 % всего населения). Плотность населения тоже различна: в сахарской зоне она составляет 1 человек на 10 км2, а в сенегальской — 350 человек на 10 км2. После длительной засухи, продолжавшейся 5 лет (1969-1974 года), и повсеместного вымирания скота численность кочевников резко сократилась, а номады вынуждены были селиться в зонах, пригодных для деятельности: на побережье, в районах сахеля и долины Сенегала.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»