Средства передачи информации у народов Тропической Африки.

Средства передачи информации у народов Тропической Африки

24.09.2016

В Африке чрезвычайно популярны визуальные средства передачи важной информации. Одежда, прически, украшения, браслеты, татуировки используются не сами по себе, а несут определенную смысловую нагрузку. Европейцы вряд ли способны расшифровать эти символы. Они выражают национальную принадлежность человека, определяют его социальный статус, говорят о переходе из одного возрастного класса в другой.

Диадемы особой формы, роскошные браслеты и ожерелья, опахала из хвостов буйвола свидетельствуют о принадлежности человека к семье верховного правителя. Чалма, как известно, является непременной составляющей туалета мусульман. Даже торжественно произнесенный длинный титул высокопоставленного представителя власти производит гораздо меньшее впечатление, чем надетая на голову шапочка из шкуры леопарда, кенте особой расцветки, ритуальные жезлы, которые используют главы африканских государств.

Прически обычно служили средством, позволяющим отличить людей из разных племен, или свидетельствовали о достижении человеком определенной ступени общественной лестницы внутри племени. Например, бакуба (женщины и мужчины) носили только короткие волосы. В других обществах отдельные члены племени укладывали волосы в более сложную прическу, напоминавшую рога буйвола. Люди понимали, что этот человек принадлежит к высшему слою общества. После рождения первого ребенка женщина тоже сооружала на голове сложную прическу. Все могли легко узнать в молодом человеке с длинными волосами, заплетенными в живописные косички, воина масаи или самбуру.

Татуировку чаще всего практиковали народы с более светлой кожей — население Нигера, Чада. Мужчины и женщины использовали разные знаки, и содержали они разную информацию.

По узорам особой формы можно было сразу определить, замужем ли женщина, сколько у нее детей, внуков, богата ли она или совсем не имеет средств. Татуировка мужчин позволяла определить их принадлежность к какому-либо классу (охотник он или воин) и их социальный статус.

Народы с более темной кожей, на которой татуировка была практически незаметна, использовали рубцевание и скарификацию. Они впервые наносились во время инициаций, а потом в другие важные периоды жизни. Самыми распространенными были пересекающиеся и продольные полосы на лице: подбородке, лбу, щеках.

В одних племенах делали насечки на руках, животе, спине, в других — на спине, груди, ногах и руках. Обычно такие шрамы старались располагать симметрично. Местоположение насечек у всех племен имело разное значение. Если женщины в некоторых селениях предпочитали делать шрамы на бедрах, то в других нанесение рубцов в этом месте считалось верхом неприличия.

Маленьких детей тоже подвергали шрамированию. Обычно щеки натирали смесью трав, золы и, видимо, какой-то кислоты. После заживления таких ран на лице навсегда оставались рубцы. Процедура шрамирования и рубцевания была обязательной в периоды инициаций. Ее должен был пройти каждый юноша, чтобы стать признанным другими взрослыми членом общества. Это болезненные операции, но других вариантов у молодого поколения не было: с детства им внушалась мысль, что каждый мужчина должен преодолеть собственную боль, получить знаки отличия, чтобы легко справляться с трудностями жизни.

В Центральной Африке рубцы наносились на все тело: руки, ноги, живот, спину, грудь, шею, лицо. Там же получил широкое распространение еще один способ знакового социального отличия — калечение зубов, особенно передних. Их выбивали, подпиливали, чернили стойкими натуральными красителями. Процедуре подвергались не только мужчины, но и женщины, дети.

Народы, сохраняющие традиционный уклад жизни, отсутствие татуировки или шрамов расценивают как несостоятельность или неполноценность человека. У них существует стойкое убеждение, что женщина без такого знака не способна создать семью, а мужчина не сможет стать хорошим воином или охотником.

Нанесение татуировки, шрамов и рубцов, калечение зубов являлись важным моментом в жизни людей. Варварские операции без анестезии относились к числу самых сложных ритуалов, поэтому и проводились вождями или советом старейшин.

Раскраска тела использовалась временно. Она выполняла те же функции, что и шрамы. Ее наносили на время проведения ритуальных мероприятий (перед началом хозяйственных работ, в период инициаций, перед погребением). Пользовались натуральными красителями: желтой охрой, белой глиной, красным порошком из дерева тукула. Роспись по телу — это необыкновенно и очень выразительно.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»