Население и традиции Марокко

23.12.2016

Население Марокко принадлежит к одному средиземноморскому расовому типу, но среди смуглых, кареглазых и темноволосых людей (арабов и берберов) можно заметить рыжеволосых и голубоглазых жителей. Их считают потомками исламизированных европейцев или вандалов. В пустынных районах юга, в оазисах и крупных городах живут негроиды — харатины (земледельцы оазисов) и солдаты «черной гвардии» султана. Они не составляют единой этнической группы, а говорят на языках той общности, среди которой живут. Результатом исторических контактов местного населения с народами Тропической Африки является смешанное население. Коренное население Марокко — это арабы и берберы, в течение многих веков значительно смешавшихся между собой.

Языком межэтнического общения является арабский. Степень его распространенности характеризует следующий факт: сегодня из 10 марокканцев на арабском говорят 8, на берберском — 1, а 1 человек двуязычен. Литературный, или культурный арабский язык — язык науки, поэзии, СМИ, религии и бизнеса — является достоянием небольшого количества людей, чаще всего занимающихся им профессионально. Простонародный арабский язык, которым пользуется все остальное население страны, содержит множество берберских и французских слов и терминов.

Об этой стране можно сказать, что здесь формируется арабская национальная общность — марокканские арабы. Наряду с этим идет процесс слияния всего коренного населения — арабов и берберов.

Для каждого марокканца глубокий внутренний смысл и даже политическое значение имеет понятие «марокканская нация», основанное на общей исторической судьбе и принадлежности к одному государству. Этнической консолидации во многом способствовала совместная борьба всех народов, населяющих страну, за национальную свободу и независимость от колониального ига. В то же время этнические особенности населения все же сохраняются, особенно среди арабов и берберов. Они касаются прежде всего использования разных языков и различия в образе жизни, традициях и быте.

Основная масса берберов, сохранивших язык и традиционный жизненный уклад, проживает в горных районах и оазисах Сахары. Они говорят на разных диалектах берберского языка, который не имеет письменности. Древний берберский язык сохранился только в произведениях устного народного творчества — пословицах, поговорках, сказаниях и сказках.

В лингвистическом отношении берберы разделяются на 4 большие группы. Группа риф (имазиген — «свободные люди») сосредоточена в районе Рифа и северо-восточной части Среднего Атласа. Браберы живут на территории Среднего Атласа, в восточной части Высокого Атласа, говорят на диалекте тамазигт, как и народы группы риф. Запад Высокого Атласа и Анти-Атласа заселен группой шлех, разговорным языком которой является диалект ташельхит. Внутри каждой из этих групп существуют местные говоры, поэтому браберы и шлехи могут понимать друг друга, а между имазигенами и шлехами возникают языковые препятствия.

В глухих районах страны еще сохраняются племенные пережитки, которые препятствуют консолидации марокканцев. Например, представляясь, люди могут назвать свое собственное имя в сочетании с другим (арабским или берберским) с приставкой «бени» или «уляд», что по-арабски значит «дети, потомки». Берберская приставка «аит» имеет такое же значение — «потомки того, кто основал деревню или племя». Так фиксируется принадлежность человека к определенному роду, племени или группе родственных племен. Эта особенность характерна также для названий населенных пунктов и географических областей страны, что хорошо видно на карте.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»