Ткачество в Тропической Африке.

Ткачество в Тропической Африке

10.09.2016

Ткачеством с давних времен занимались в основном земледельцы. Самыми известными, признанными мастерами считались хауса. Они продавали свои изделия народам других регионов и экспортировали их в Северную Африку. Основным сырьем был хлопок.

У xayca существовали различные виды тканей. Черная ткань с голубыми полосами (сааки) применялась для шитья рубах, шаровар и шапочек. Из черной с синими полосами шили женские головные уборы. Красную ткань с белыми полосами использовали для рубах и платков. Производили еще синий материал с белыми полосами, голубую с черными и другие виды. Особым спросом пользовалась хлопчатобумажная ткань с вплетенной шелковой нитью.

Хауса окрашивали ткани в больших земляных ямах, выдерживая в них материал иногда до 10 дней. В качестве естественных красителей они использовали корни растений, лимонный сок и др.

Йоруба работали на станках двух видов. На горизонтальном ткацком станке получали узкую полоску ткани, и занимались этим только мужчины. На вертикальном станке работали одни женщины, он напоминал станок для плетения циновок.

Народы Золотого Берега и Бенина еще в XV веке вывозили свою продукцию в другие районы Африки. Ширина ткани напрямую зависела от возможностей ткацкого станка. Обычно производили ткань шириной до 50 см, а амхара, галла и тигре на своих станках ткали полосы шириной до 1 м. В начале XX века ткани местного производства вытеснили относительно дешевые японские, американские и английские, а после Второй мировой войны произошло их возрождение.

Для народов лесной зоны сырьем служила пальма-рафия. Ткани баконго были настолько изысканными, что внешне напоминали европейский бархат и шелк. Качество их было таким совершенным, что долгое время на этой территории другие производители не находили рынков сбыта.

Традиционно у бакуба ткачество было мужским занятием, а отделку (окраску, вышивку, нанесение рисунка) выполняли женщины. Все этапы проводились мужчинами в том случае, если ткань изготавливалась для проведения ритуальных торжеств или была предназначена для верховного правителя.

Бакуба выбирали для производства тканей молодые листья пальмы-рафии, делали на одной стороне небольшой разрез и снимали очень тонкий слой кожицы. Затем ее сушили, разрезали на тонкие ремешки, сплетали в длинные нити. Связанные в пучки растительные волокна опускали в болотную воду. Коричневый, красно-коричневый или черный цвет они приобретали в зависимости от того, сколько времени их держали в такой воде.

Особое искусство требовалось для изготовления вышитых тканей (мусесе). В качестве основы использовали редкую ткань, расшивали же ее волокнами пальмы-рафии.

Чаще всего для вышивки применялся красный или белый материал, волокна окрашивали в черный, желтый или красный цвет.

Красителями служили вещества естественного происхождения: для получения черной ткани — древесный уголь, желтой — дерево боа, белой — белая глина, красной — дерево тукула.

Бакуба производили ткани с рисунком. На красный материал накладывали кусочки тростника в виде разных рисунков, в основном геометрических фигур, свободные участки окрашивали в черный цвет. После высыхания кусочки удаляли. Именно так бакуба создавали черную ткань с красным рисунком.

Народы Мадагаскара ткали шелковые ткани и декоративные с разноцветным геометрическим рисунком (из волокон пальмы-рафии). Искусные ткачи на красном, оранжевом или табачно-зеленом фоне материала создавали фигурки животных и людей, пространственные композиции, узоры, напоминающие рисунок змеиной кожи.

Скотоводы Африки обычно закупали ткани у земледельцев, а баккара (Судан), покупая хлопок, сами делали нити и ткали белую материю, используя только веретена и простенький ткацкий станок.

Традиционное ткачество в Африке в настоящее время полностью заменено фабричным производством, которое продолжает изготавливать ткани ярких контрастных цветов.

Набивка сменила вышивку, а окрашивание большей частью механизировано. Но народы Африки в качестве праздничной одежды предпочитают изделия кустарных производителей. Сейчас народная домотканая одежда является показателем высокого социального положения человека, она очень дорога и представляет собой предмет роскоши.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»