В Древнем Египте, когда в семье погибал мужчина, все женщины обязаны были вымазать грязью лицо и голову. После этого, подпоясавшись выше обычного и обнажив грудь, они должны были обежать город и при этом колотить себя ладонями и кулаками по обнажённой груди. По ходу этого действия к ним присоединялись все родственницы, которые жили в этом городе.
И лишь после этого ритуала тело покойного можно было отнести на бальзамирование. Процедурой бальзамирования занимались особые мастера-ремесленники. При поступлении усопшего к мастерам по бальзамированию последние показывают родным раскрашенные муляжи покойников из дерева. В самом начале мастера предлагают самый эффективный, а следовательно, и самый дорогой способ бальзамирования. Этот способ применялся для бальзамирования Диониса — Осириса. Но имя его не должно произноситься вслух.
Далее предлагается способ подешевле. И в самом конце бальзамировщики рассказывают о третьем, самом доступном по цене, способе бальзамирования. Родственники покойного должны выбрать один из трёх предложенных способов подготовки покойного к похоронам. Если обе стороны сошлись в цене, тогда родня усопшего удаляется домой, а ремесленники-бальзамировщики приступают к своей работе.
Если родные усопшего выбрали первый, самый дорогой способ консервации тела, тогда всё начинается с извлечения головного мозга. Это делается при помощи металлического крюка через ноздри. При этом часть мозга остаётся в черепной коробке, куда вливается растворяющая жидкость. После этого приступают к брюшной полости. При помощи эфиопского камня разрезают пах и извлекают внутренности. Очищенная от внутренностей брюшная полость промывается.
В самом начале для её промывки применяют пальмовое вино. Потом, после прочистки благовониями, полость наполняется кассией, миррой и ещё некоторыми благовониями. После наполнения этими веществами паховый разрез зашивается, и тело помещается в раствор едкого натра. В нём тело должно находиться строго семьдесят дней. Ровно через 70 дней его извлекают и тщательно обмывают. После этого его аккуратно обматывают виссонным полотном, которое предварительно разрезают на ленты, и сверху мажут камедь. В данном случае камедь употребляется как клеевая масса. Только после этого тело передают родственникам, которые уже изготовили саркофаг из дерева. Саркофаг с телом хранится в родовой усыпальнице. Его размещают стоя, прислонив к стене. Этот способ бальзамирования по цене был доступен только состоятельным египтянам.
При выборе родственниками 2-го способа мастера по бальзамированию работали следующим образом. Через трубку вводили кедровое масло в живот покойного, не делая при этом никаких разрезов и не извлекая внутреннее содержимое. Потом вводили масло через прямую кишку и затыкали её. Далее помещали тело в раствор едкого натра на определённый срок. В самом конце выливали из прямой кишки масло, которое растворило внутренности и желудок. Они и выходят вместе с остатками масла. Едкий натр разлагает жировую и мышечную ткани до такой степени, что от покойника остаются кости, обтянутые кожей. После этого происходит передача покойника родственникам.
Для неимущих был предусмотрен третий, самый дешёвый метод бальзамирования. В разрез брюшной полости впрыскивали сок редьки и помещали тело в раствор едкого натра на семьдесят дней, только после этого срока тело отдавали родственникам.
Тело знатной женщины на бальзамирование отдавали не сразу, а только по истечении 3-4-дневного срока. Так поступали с телами красивых и уважаемых женщин. Это делалось для того, чтобы пресечь факт надругательства над телом покойной. Были случаи, когда бальзамировщики грешили этим.
Если человека утаскивал крокодил, тогда обнаружившие тело горожане должны были отдать его на бальзамирование. После чего следовало одеть его побогаче и совершить обряд погребения в священной гробнице. Жрецы великой египетской реки Хапи (Нила) обязаны были похоронить такого человека как существо, которое стоит выше обычного гражданина Египта. Причём ни один родственник не имел права касаться покойного.