Храм Аполлона
Храм в дорическом стиле, построенный в Дельфах в середине V в. до н э., пользовался большим влиянием в Элладе. Согласно мифу, Аполлон сделал Дельфы своим святилищем, убив у Кастальского источника змея Пифона. В храме находился священный камень - омфал («пуп земли»). При входе стояла статуя Аполлона. Дельфийский оракул слыл высшим авторитетом в греческом мире, определяя решения в политической и религиозной сферах. В сокровенную часть храма, где находился оракул, имела доступ жрица-пифия. Античные авторы рисуют пифию сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой исходящими оттуда парами. Выкрикиваемые ею слова истолковывались жрецами как воля Аполлона.
Ответ жрецов сообщался в двусмысленной форме, чтобы его можно было толковать по-разному. Храм Аполлона, не раз подвергавшийся разграблению и пожарам, разорен и закрыт императором Феодосием (ок. 390 г. н э.). В конце I в. н. э. храм Аполлона в Дельфах был еще раз восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку н. э.
Сокровищница афинян
В античности Дельфы были общегреческим святилищем Аполлона. К храму Аполлона Пифийского вела Священная дорога, вдоль которой стояли статуи богов и героев, а также здания-сокровищницы. В пору расцвета Дельфы утопали в золоте; каждый греческий полис считал своим долгом принести щедрую жертву Аполлону и оракулу. Подарки оставляли в специальных сокровищницах. В 70-х гг. XIX в. археологи открыли миру знаменитую сокровищницу афинян. По скульптуре и рельефам, украшавшим это сооружение, можно проследить, как происходил переход от архаики к строгому стилю. Метопы сокровищницы украшены изображениями подвигов Геракла и Тесея. Чрезмерная подчеркнутость мускулатуры героев еще напоминает произведения архаики, но в образе Афины проявляется новый подход - передача движения души, характерная для высокой классики. Скульптуры и керамика, найденные при раскопках, хранятся в музее Дельф.
Археологические памятники Эпидавра
В небольшой долине, на полуострове Пелопоннес расположен город Эпи-давр, в котором был популярен культ бога врачевания Асклепия (Эскулапа). Сюда шли за исцелением со всех концов Греции. Популярность в IV в. до н. э. культа Асклепия привела к постройке в Эпидавре замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гим-насий, дом для приезжающих, театр и концертный зал. Театр, возведенный в 360-330 гг. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим с учетом рельефа местности и ландшафта, обладал великолепной акустикой и заслужил в античности славу прекраснейшего. Актеры играли на орхестре - круглой площадке диаметром 12 м. На каменных ступенях театра помещалось 10 тыс. зрителей. Великолепная акустика позволяла слышать с последнего ряда, который был отдален от орхестры на 60 м и находился на 23 м выше ее. Весь комплекс зданий в Эпидавре, отличавшийся строгой продуманностью, успокаивающе действовал на больных, порождал чувство покоя.