Башня Кутб-Минар
Башня Кутб-Минар когда-то стояла посреди города Раи Питхора, и до сих пор ее называют «седьмым чудом Хиндустана». Она сделана из красного песчаника. Это самая высокая в Индии башня: ее высота - 72,5 м, диаметр у подножья - 14,3 м, в верхней части - 2,75 м. Первый этаж был построен, по легенде, еще в XII в. Позже стройка перешла во владение мусульман, и в течение 2 следующих столетий башня достраивалась, пока не стала 5-этажной. Несмотря на разницу в отделке ярусов и на сочетание индуистских и мусульманских мотивов, башня поражает архитектурным единством и красотой. Вокруг - целая зона археологических памятников, которые также находятся под охраной ЮНЕСКО. Среди них старейшая на севере Индии мечеть Кувват-уль-Ислам, построенная из материалов, которые взяты из разрушенных индуистских и джайнистских храмов. Здесь же стоит загадочная железная колонна высотой 7,2 м, происхождение которой не совсем понятно, ее датируют примерно IX в. Тут же находится и шедевр индо-мусульманского искусства - ворота Алаи-Дарваза (1311 г.).
Мавзолей Хумаюна в Дели
Мавзолей Хумаюна - первый памятник Великих Моголов и одновременно первая в Индии усыпальница с садом. В дальнейшем такое архитектурное решение стало классическим (можно вспомнить Тадж-Махал). Строительство мавзолея было начато в 1564 г. по проекту персидского архитектора Мирзе Гийасу. Здание из красного песчаника, украшенное черно-белой мраморной мозаикой, возвышается на платформе и увенчано белоснежным словно невесомым куполом, высота которого достигает 38 метров. По его сторонам - веранды с остроконечными 12-метровыми арками. Мавзолей стал гробницей не только для Хумаюна и его жены Хаджи Бегам, следившей за строительством памятника, но и для его отца и некоторых других императоров - его даже называют «усыпальницей дома Тимуридов». Кроме того, именно здесь скрывался от британцев последний могольский император Бахадур-шах. Рядом находится еще несколько менее известных мавзолеев.
Горные железные дороги Индии
Под охраной ЮНЕСКО находятся горная железная дорога Дарджилинг в Гималаях, а также узкоколейная дорога в Нилгири, штат Тамилнаду. Ширина дороги в Нилгири всего 1 метр, ее длина - 46 км. Однако поскольку она поднимается на высоту до 2203 м над уровнем моря, ее строительство откладывали 40 лет, а строили 17. Работы были завершены только к 1908 г. Дорога Дарджилинг не менее головокружительна. Она начинается в городе Силигури на высоте 100 м над уровнем моря, а заканчивается через 86 км в восточных Гималаях, в городе Дарджилинг, знаменитом своими чайными плантациями, на высоте около 2200 м. Ширина этой узкоколейки всего 60 см. Для своего времени техническое решение этих 2 дорог было чрезвычайно новаторским, и они продолжают использоваться до сих пор. Строительство высокогорных железных дорог оказало огромное влияние на социально-экономическое развитие этих регионов Индии в Британскую колониальную эпоху.
Вокзал Чхатрапати Шиваджи в Мумбаи
Бывший вокзал Виктория - яркий пример соединения архитектурных традиций двух культур: британской и индуистской. Неоготическое викторианское здание было построено английским архитектором Ф. У Стивенсом в1878-1888 гг.и должно было стать новым символом Бомбея, демонстрируя всем вновь прибывшим силу и мощь Британской империи. Интересно, что готика, навеянная образцами итальянской архитектуры эпохи Возрождения, весьма напоминает традиционную индийскую дворцовую архитектуру - те же купола, башни, асимметричная планировка и использование арок как декоративного элемента. Синтезу 2 культур способствовало то, что воплощением британских архитектурных замыслов занимались местные индийские мастера, которые не могли не внести в строительство свое самобытное влияние.