Хоть и однородно практически население страны (среди 200 этнических групп большинство составляют бантуязычные народы), это не спасает от междоусобиц. Чтобы было понятнее, представьте себе неприязнь на бытовом уровне, скажем, между москалями и хохлами и помножьте этот неприязненный вектор хотя бы на 50. Получится примерно конголезский этнический котел. А на севере страны живут еще и племена мангбету-азанде. Они вообще из другой языковой группы и стремятся сохранить свою самость. На крайнем северо-востоке расселены пастухи-нилоты, основная масса которых живет в Судане и Уганде.
На востоке, возле озер, живут очень воинственные и считающие себя круче всех остальных банту-язычных народов тутси. Более того, режиму Киншасы им вообще подчиняться, как говорится, западло, поскольку они мечтают создать свою мощную империю, включающую Руанду, Бурунди, Уганду, восток Конго. Есть у них некоторые претензии и к другим сопредельным странам, правда, не такие большие. Как и во всех других странах Центральной Африки, в лесах, подальше от глаз людских, живут маленькие пигмеи, перекочевывая время от времени с места на место.
Хоть народы и родственные, но языки все же разные. Средством межнационального общения служит, само собой, оставшийся после Бельгии французский (особенно в столице и на западе), а также суахили (но только на востоке и в Катанге, где ощущается близость Танзании и Уганды, в которых говорят на этом языке). Более локальны языки лингала (распространен в районе Киншасы и на севере), чилуба (провинция Касаи) и киконго (провинция Баконго). Однако на этих языках даже выходят некоторые газеты.
Религиозные различия по сравнению с межплеменными в принципе являются некоей формальностью. И тем не менее, официально католики в ДРК составляют 50 % населения (на самом деле реально многие чаще ходят к колдунам, чем в церковь), протестанты — 20 %, мусульмане — 10%, кимбангисты —10%.
О последних необходимо сказать особо. Это очень сильная в Центральной Африке протестантская секта. Она была образована в Бельгийском Конго в 1921 году и явилась одной из форм борьбы против колониализма белых. Деревенский житель Симон Кимбангу, познакомившись с христианством, объявил себя пророком. А также сказал, что отныне чернокожие африканцы являются божьими избранниками, которые после свержения власти белых будут жить в царстве добра и справедливости. А начало царства добра должно ознаменовать воскрешение предков. Народ повалил валом, а Кимбангу начал творчески развивать свое учение. Он решительно восстал против традиционного африканского колдовства и распутства (запретил эротические танцы и полигамию).
В конце концов Кимбангу приобрел большое общественное влияние, и бельгийцы от греха подальше решили его упрятать в тюрьму. Получилось, что аж на 30 лет. Бедный Симон там и умер. А проповеди его среди народа выжили, и с обретением независимости стали очень актуальными в свете мобутовской политики «африканизации».
Идеи Кимбангу быстро подняли на щит. Была официально образована Церковь Христа на Земле, и в 1969 году она присоединилась ко Всемирному совету церквей. Основной ареал ее распространения — Киншаса и область Баконго (всего 6 млн человек). В конце XX века кимбангисты активно стали продвигать свою религиозную концепцию в соседние бантуязычные страны. С 2001 года официальным главой церкви является Симон Кимбангу Киангани, внук деда-пророка.
Самый главный праздник ДРК —День независимости (30 июня). Отмечаются также День памяти жертв (4 января), День родителей (1 августа), День армии (17 ноября) и День нового режима (24 ноября).