Похоронные обряды и верования в странах Южной Африки практически одинаковы. Сформировались они под влиянием религиозных убеждений африканцев, а в XX веке на них оказали влияние христианство и ислам, но больших изменений по существу за прошедшие годы в эти обряды внесено не было, так как, говоря о религии многочисленных африканских племен, мы говорим об этнорелигии.
На территории Зимбабве 99% населения — африканцы. Это племена шона и ндебеле.
В этнорелигии зимбабвийских племен нет понятия окончания жизни смертью. Между жизнью и смертью нет четких границ. Человек просто переходит из одного состояния в другое по мере уменьшения его жизненной энергии. Сама жизнь и смерть как бы состоят из нескольких уровней. Так, например, болезнь или несчастье воспринимаются как уменьшение жизненной силы по причине того, что недуг забирает жизненные силы и влияет на человека отрицательно. Хотя само отношение к умершим, ввиду их нахождения между двумя мирами, видимым и невидимым, и возможностью влиять на жизнь семьи, неоднозначно. С одной стороны, их уважают и почитают, с другой — опасаются и боятся.
Как и везде, смерть детей в Зимбабве воспринимается с особой болью. Для того чтобы оградить детей от несчастий и смерти, им даются специальные имена. Настоящее же имя ребенка хранится в тайне до достижения им зрелого возраста, чтобы предотвратить наступление преждевременной смерти.
Похороны воспринимаются африканцами как один из обрядов, необходимых для гладкого и безболезненного перехода души в мир иной, с одной стороны, и ограждения семьи от неприятностей в виде появления блуждающего призрака — с другой. Соответственно, обряд этот должен быть выполнен на достойном уровне: он не терпит спешки и небрежности, а иногда и занимает достаточно много времени, ибо неправильно выполненный ритуал может вернуть умершего в виде блуждающего призрака.
Куда же уходит умерший? Как правило, в такую же копию этого мира. Мир может быть расположен в земле возле дома, под домом семьи, на другом берегу реки, и выглядит он как продолжение существующего мира — не лучше и не хуже.
На похоронах убивают ритуальное животное, чтобы оно сопровождало хозяина, а также с практической целью — мясо служит угощением для собравшихся. Умершему кладут с собой предметы быта, одежду — для того, чтобы он пользовался ими в пути.
Многие обряды похорон начинаются с оглашения просьбы к умершему не беспокоить свою семью, не причинять ей вреда, охранять её, укреплять мир.
Традиции захоронения различны. Это вызвано особенностями проживания и различными верованиями. Так, приверженцы синкретических верований хоронят умерших как можно ближе к дому, кто-то даже под домом, для того, чтобы умерший, возвращаясь, не заблудился и вернулся в семью.
В городах Зимбабве проживает около половины населения, соблюдающего старые похоронные традиции. Так, после смерти одного из членов семьи, все отражающие поверхности покрываются тканью, стёкла жилищ моются и тонируются пеплом, фотографии убираются. Из комнаты умершего выносят кровать, все располагаются на полу или на циновках. Если семья умершего — христиане, труп привозят домой за день до похорон, размещают в спальне и проводят всенощное бдение.
При этом также соблюдаются обычаи предков — убивается животное, шкурой которого, как одеялом для мертвого, будет покрыт гроб либо тело. Кровь животного проливается для ограждения семьи от несчастий. Похороны будут проведены ранним утром, на рассвете, до восхода солнца, так как, по поверьям, в это время колдуны, которые могут использовать тела умерших в своих целях, спят и не могут навредить. Дети и не состоящие в браке члены семьи участия в похоронах не принимают. Остальные члены семьи должны стоять вместе на отведенном краю могилы молча. Любые разговоры запрещены.
Строгий траур длится неделю после похорон. Члены семьи носят черную одежду, не выходят на улицу, им запрещено вступать в сексуальные контакты. Вдова умершего должна соблюдать траур в течение года после его смерти, дети — в течение трёх месяцев.
В последнее время на ритуал похорон в Зимбабве все сильнее оказывают влияние христианство и ислам. Многие традиции теряют свою актуальность, видоизменяются. В некоторых церквях Зимбабве дух умершего родственника провожается через молитвы общины верующих. Цель таких изменений — преобразовать национальные традиционные обряды как пережитки культа.