Древнейшее наказание

13.01.2017

В Тропической Африке самыми распространенными наказаниями за проступки являлись штрафы и возмещение убытков в пользу пострадавшего лица или государства. Политические или уголовные преступления, направленные против властных структур или носителей власти, карались очень серьезно. Изгнание, выселение из деревни, продажа в рабство, смерть — вот такие формы наказания могли быть применены к человеку, совершившему проступок по отношению к центральной власти. Превращение в изгоя, отлученного от привычного и единственного места жительства, от родины, воспринималось каждым африканцем как самая страшная кара.

У некоторых народов не существовало четкого понятия личной ответственности за совершенный проступок. Обычно наказание распространялось не только и не столько на обвиняемого, сколько на всех его родственников.

С давних времен в Африке применяются телесные наказания, особенно в форме избиения плетью. Но изначально африканские народы не знали порки и тем более не наказывали так детей. Предполагается, что телесные наказания плетью ввели появившиеся на континенте католики в комплексе с христианской системой покаяния в грехах и необходимостью очищения. Эти религиозные служители были убеждены, что любой черный человек без плети работать хорошо не будет.

На юге Африки наказание, приведенное в исполнение по приказу вождя или верховного правителя, считалось почетным и рассматривалось в качестве награды.

В уголовном кодексе Танзании существует статья, согласно которой преступников в тюрьме подвергают избиению плетью-треххвосткой. Процедуру проводят до начала назначенного срока и после него. Число ударов назначает судья. Оно варьируется от 50 до 300 ударов плетью.

В Нигерии, где исповедуют ислам, могут наказать плеткой и за употребление спиртного. Причем свидетелями при этом выступают близкие люди или друзья. Запрет на употребление алкогольных напитков распространяется не только на рядовых членов общества, но и на представителей властных структур. Кроме палок и плетей, в этой стране применяют избиение камнями и ампутацию конечностей.

В Кении могут наказывать работников торговли и владельцев лавочек за обвес покупателей. Так, 4 удара палками получил мясник одного из городов по жалобам народа, но выплачивать наложенный штраф ему пришлось очень долго — размер его достигал 1 тысячи шиллингов.

Почти повсеместно в Африке наказывают за проступки, совершенные на сексуальной и бытовой почве. В Нигерии мусульманин был приговорен к 2 месяцам тюремного заключения и 40 ударам палками за нарушение правил Корана — он ввел в свой дом пятую жену, хотя их должно быть только четыре.

У некоторых народов существует мнение, что муж должен обязательно время от времени бить жену. Если супруг слишком увлекался такими физическими «упражнениями» или предпочитал других жен, обиженная женщина могла пожаловаться на него в суд. В этом случае суд пытался устранить возникшее между супругами непонимание гуманными способами.

Обнаружив неверность жены, муж мог прогнать ее, предварительно наказав палкой или плетью. Он же мог безнаказанно расправиться со своим обидчиком, что вызывало одобрение соплеменников.

Представительниц древнейшей профессии в Либерии преследуют на государственном уровне. Их публично секут плетьми, а процесс наказания транслируют по телевидению. Получают женщины по 100 ударов.

В Зимбабве в старину телесные наказания не применялись, но после колонизации земель англичанами это стало привычным явлением. Взрослых секли по любому поводу. В учебных заведениях эта процедура просто процветала, не щадили даже маленьких девочек.

Для взрослых и детей были рекомендованы разные палки: первых били палками длиной от 1,5 м и диаметром 12 мм, вторых — палками длиной 1 м и диаметром 10 мм.

В Замбии учитель не имеет права пороть детей, это разрешается только директору и его заместителю. Представители народного просвещения уверены, что секут они не для причинения боли, а для исправления плохого поведения.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»