Ливия. Туареги оазисов. Часть 1.

Ливия. Туареги оазисов

15.12.2016

Оазис Гадамес — один из самых древних берберских оазисов. Долгое время он оставался единственным оазисом в Центральной Сахаре, являясь перевалочным пунктом на караванном пути. Существование Гадамеса основывалось на транссахарской торговле, поэтому город с древнейших времен поддерживал самые дружественные отношения с «всадниками пустыни» для перевоза товаров.

От времен работорговли в городе остались немые свидетельства — столбы, к которым приковывали несчастных черных рабов. Туареги привозили этих рабов, плененных во время набегов на юг, и продавали здесь богатым берберам и работорговцам.

Вокруг Гадамеса находится очень много лагерей туарегов. Это бывшие кочевники, решившие изменить свой традиционный образ жизни. Эти люди вынуждены отказаться от своих черных палаток-шатров, но их жилища непохожи на дома большинства оседлых жителей. Они представляют собой прямоугольные или круглые хижины из камня с крышей в форме конуса, покрытой шкурами. Такие жилища теперь можно встретить только на памятниках наскального искусства.

Мужчины-туареги на своих верблюдах контролируют внутренние районы пустыни по всем направлениям. Они месяцами остаются в пустыне, не оставляя седло, подкрепляясь водой и финиками. Женщины остаются в лагерях. Они выделяются своей гордой осанкой и независимостью. Девочки пользуются полной свободой, а мальчикам бреют голову, оставляя небольшой участок волос. Они говорят на своем языке и сохраняют свои традиции. Это единственный в Африке народ, который владеет древним письменным берберским языком, используя собственный алфавит.

Гат — единственный город в Центральной Сахаре, община которого состоит исключительно из туарегов. У крепостных стен обычно находятся лагеря других кочевников-туарегов. Город расположен в оазисе, к которому примыкают еще две деревни. Во времена работорговли этот оазис был самым процветающим в Сахаре, так как вся его экономическая жизнь была основана на работорговле и караванных пошлинах.

Гат был центром, мимо которого проходила древняя караванная дорога, связывающая побережье Средиземного моря (Триполи) с Тропической Африкой (Нигер). Каждый караван, следующий через Гат, платил пошлину, установленную туарегами, которые после расчета брали караван под свое покровительство, то есть доставляли его без происшествий на место. Пошлина взималась натурой: для женщин товары (иголки, зеркала, посуда, украшения), для мужчин — чалмы и гандуры.

Здесь же заключались сделки о предоставлении верблюдов в наем на оставшийся участок пути. Следует помнить, что сделки совершались при следовании караванов в обоих направлениях — на север и юг. Почти до конца XIX века расчет за прокат верблюдов проводился не на денежной основе, а раковинами каури. Из существующих источников известно, что путь от Гата до стоянки в Нигере (Кано) оценивался в 100 ООО каури. Промежуточным пунктом между Гатом и Кано был Аир. В этой точке снова проводили расчет, обходившийся каждому каравану в 1 штуку ткани. Сколько это составляло в метрах, в документах не указано. Возвращение каравана по этой же дороге (обратный путь) тоже облагалось пошлиной. Основную часть взимали деньгами, а для женщин брали хну, деревянные ложки, перец и пшеницу.

На территории оазиса разбиты виноградные, цитрусовые и фруктовые сады (финиковые, гранатовые). Кроме того, выращивают оливки, пшеницу, табак и овощи. Все население города занимается торговлей и садоводством. Женщины плетут изделия из пальмового дерева: корзины и циновки. Из тамариска и пальмового дерева столяры делают полки и двери. Кузнецы занимаются изготовлением изделий из меди, железа и латуни, обрабатывают серебро для создания украшений. Они также делают кинжалы и клинки, висячие замки, не поддающиеся взлому, и предметы домашнего обихода. Из кожи скорняки шьют чехлы для амулетов, ножны для оружия и сандалии для местных жителей. Кожу обычно окрашивают натуральными красителями из коры тамариска и листьев хны.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»