Обряды и традиции народов Тропической Африки. Рождение ребенка.

Обряды и традиции народов Тропической Африки. Рождение ребенка

31.01.2017

Все значимые этапы физиологического развития человека в традиционном африканском обществе были подчинены строгим ритуалам. Это определенные социальные ступени, по которым, образно говоря, поднимался и спускался каждый африканец. От первого и до последнего дня ему приходилось соблюдать целый ряд обычаев и обрядов, отточенных не одним поколением предков. Каждому жизненному периоду соответствовал определенный набор ритуальных действий.

Все начиналось с рождения — первой обрядовой ступени. Обязательными элементами при этом для всех народов Африки были возжигание костра и обращение к духам с просьбой о помощи. У бушменов, кроме того, существовало табу — за несколько дней до родов нельзя было проходить за спиной беременной женщины.

Более сложным был обряд рождения у батеке. По представлениям этого народа, жизнь человека начиналась не с рождения, а с момента зачатия. Атмосфера во время родов была торжественной и строгой. Сразу же разжигали костер, а женщину располагали неподалеку от него — таким образом использовали очистительную силу огня, которой придавали огромное значение. Родившегося ребенка заворачивали в лист банана, считавшийся символом человеческой индивидуальности. Ритуальным ножом (биина), который применялся и при обрезании, перерезали пуповину. И пуповину, и послед торжественно предавали земле, а на этом месте сажали банан. Батеке рассматривали это растение как часть души новорожденного. Его рост и количество плодов соответствовали благополучию и нормальному развитию ребенка. В связи с этим за бананом необходимо было постоянно ухаживать и беречь как зеницу ока — запрещалось рвать это растение и есть его плоды. Мать и дитя помещались в отдаленную хижину на 9 дней, в течение которых нужно было поддерживать пламя костра.

Особым у всех народов Африки было отношение к необычным родам. Однозначно негативно воспринималось появление близнецов. Бушмены, которые когда-то считали их рождение недобрым знаком, чаще всего убивали младенцев. Связано это было, конечно, не с жестокосердием, а с изнурительной борьбой, которую постоянно вел за выживание этот народ.

Некоторые народы Габона тоже практиковали умерщвление близнецов. Делал это местный колдун, убивавший обоих детей или только одного из них. Оставшемуся в живых ребенку давали имя верховного бога, создателя мира — Моанга (или Ндьямбе).

А вот у батеке близнецов почитали, воспринимали их как одну раздвоившуюся душу. Рождение двойни символизировало наступление благополучия и плодородия.

У балунда появление близнецов рассматривалось как некий грех и поэтому влекло за собой потребность в очищении. После их рождения семейство переселялось в другую хижину, построенную на далеком расстоянии от поселения.

Жилище покрывалось специальными щитами из ветвей. Возвращение в общество происходило только после проведения колдуном или знахарем особого обряда очищения. Такая ссылка обычно продолжалась в течение 5 месяцев.

Если при рождении ребенка первой появлялась не головка, а правая ножка, младенец (нсиеле) становился объектом почитания. Ему приписывалась тесная связь с духами природы, он был символом удачной охоты, большого урожая. Уже в раннем детстве такой ребенок выполнял особые ритуальные действия — омывал руки своих соплеменников, их орудия труда. Сейчас подобные обряды осуществляются с единственной целью — умножить в доме количество денежных знаков.

У всех африканских народов существует обряд первого выхода. У малагасийцев женщина с ребенком через 7 дней покидала хижину, в которой находилась после родов. Это было торжественным событием, праздником. Сначала в загоне для скота ребенка святили водой во имя будущей богатой, здоровой и удачной жизни, затем трижды обходили с ним вокруг дома и только после этого вносили внутрь.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»