Праздники в Норвегии.

Праздники в Норвегии

06.11.2016

День святого Улава.

Ежегодно 29 июля вся Норвегия отмечает День святого Улава.

Норвежский король Улав II Святой правил с 1016 по 1028 г. В годы его правления завершился процесс объединения страны, и окончательно установилось христианство. Этот король считается небесным покровителем государства, просветителем и крестителем народов Норвегии. Великий король пал в битве со своими политическими врагами у Стиклестада (у Тронхейма).

После смерти правителя христиане заметили, что от его мощей исходит чудодейственная сила, исцеляющая вольных и немощных. Ему стали поклоняться, а причисление короля Улава к лику святых произошло в августе 1031 г. С тех пор люди обращаются к нему с молитвами и просьбами: одним он возвращал здоровье, других благословлял удачей. Холм, где состоялось первоначальное захоронение короля, пролился святым источником, вода которого обладала волшебной силой исцеления. В Средние века в Нидаросский собор стекались христиане всей страны, Скандинавии и Балтии, чтобы поклониться останкам короля. Храмы святого Улава воздвигались во многих скандинавских странах. В наши дни в Тронхейме в ночь на 29 июля проводят торжественное богослужение, а в городе и у Стиклестада (места гибели) в течение 10 дней проходит национальный норвежский фестиваль, посвященный жизни и деятельности прославленного короля.

Великого короля Норвегии святого Улава изображают как большого и сильного бородатого человека, держащего в одной руке оружие, а в другой - символ власти. Обычно у его ног простирается дракон с человеческой головой как олицетворение побежденного язычества.

Это костюмированные шествия, концерты и театральные представления, в точности воспроизводящие особенности быта, одежды, речи народов средневековой Норвегии. Соблюдаются в подробностях традиции культуры и религии времен короля Улава, а музеи экспонируют выставки, посвященные празднику.

Самым значительным традиционным зрелищем является сценическая постановка на открытой сцене драмы «Улав святой», собирающая тысячи зрителей. Ее герой — любимый народом монарх, его личная жизнь и государственные деяния. Важно, что в представлениях может принять участие каждый желающий.

В течение недели в городе работает средневековый рынок, где представлены предметы быта, драгоценности, национальные костюмы того времени.

Следует заметить, что святого Улава почитали и в России. В Новгороде и Старой Ладоге, где он скитался, укрываясь от своих противников, во имя короля были освящены храмы. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре русским иконописцем была написана икона святого Улава, которая теперь выставлена в галерее посольства Норвегии в Москве.

Канун середины лета, или Ночь святого Ханса. Этот праздник существует у многих народов Европы, только название у него разное, а истоки лежат в язычестве.

В Норвегии летний праздник посвящен Иоанну Крестителю и называется Ивановой ночью — Jonsok. Торжества совершаются в самую короткую летнюю ночь, после которой продолжительность дня начинает убывать, — с 22 на 23 июня.

Это традиционный праздник, народное гулянье, поэтому главное в нем — игры, пляски, пение. С древнейших времен сохранился обычай прыгать через костер, который до сих пор является обязательным эпизодом праздника. Прыгнувший через костер считался человеком, выполнившим обряд очищения. В Норвегии над костром помещают шест или жердь, довольно высокие, их макушки украшают цветами, венками. Традиционно эту жердь прилюдно сжигают, что представляет кульминацию праздничного действия. В еще более древние, языческие времена в Скандинавских странах на костре сжигали старые, отслужившие свой век рыбацкие лодки — обряд, посвященный Бальдру (богу весны), которого коварно убили и оставили на пылающем огнем корабле. У викингов костер был непременным атрибутом любого действия: погребального, военного, праздничного.

Не жгли костры в Иванову ночь только в тех районах страны, где царствовали белые ночи. Ночной свет препятствовал проникновению сил тьмы или нечистой силы в поселения. В горных районах чаще всего использовали факелы и располагали их, как правило, у хлева, чтобы защитить домашних животных.

Обряд пробуждения поля — привилегия женщин и детей. Они обходили все поле, обмахивая венками и напевая традиционный народный приговор о наступлении новой поры в жизни природы. После принятия христианства обряд освящения полей совершал местный священник.

Последний момент в истории этого праздника утрачивается, но само торжество остается свидетельством могучего духа народа, торжества природы, плодородия, молодости, жизни.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»