Тропическая Африка. Семья

27.01.2017

Для современной Африки характерно перенесение функций рода на значительно более мелкие объединения — большие семьи, клан, линьяж.

Сейчас осуществляется переход от больших семей к малым. Они и являются основной социальной структурой общества.

Клан — большая группа родственных семей, поддерживающая память об общем родстве и общем предке. Из-за территориальной разбросанности эти связи являются слабыми и часто обрываются.

Линьяж — группа несколько меньше клана, объединяет только близкородственные семьи, сохраняющие тесные отношения. Это самая распространенная социальная модель. Хотя ее члены живут отдельными семьями и ведут раздельное хозяйство, у них существует общая касса.

Каждая семья отдает в нее определенную часть своих доходов, из которой оплачивают лечение, обучение, долги ее членов. Линьяжная группа тоже отличается разбросанностью, ее члены могут проживать не только в разных странах, но и на разных континентах. Встречи родственников происходят по знаменательным событиям: свадьба, рождение детей, похороны.

Матриархат, материнское право характерно для народов Гвинейского побережья и бассейна реки Конго. Наследование у них ведется по линии матери, брат которой несет юридическую и финансовую ответственность за детей своей сестры. Его собственные дети не принадлежат к числу наследников. У этих народов имя матери является составной частью имени ребенка. В настоящее время постепенно позиции материнского права утрачиваются.

В патрилинейных обществах (патриархат) отцу наследовали братья (машона, суахили). Теперь всеобщей стала тенденция к передаче всего имущества и должности старшему сыну.

Во многих районах Тропической Африки сохранился обычай левирата (галла, данакиль, машона), когда вдову снова выдают замуж за брата покойного или другого члена линьяжной группы. Такая традиция долгое время существовала у народов Мадагаскара.

Среди самых распространенных народных обычаев континента еще один — избегание родственников. У бушменов муж должен был избегать тещи, а жена — свекра. Они могли разговаривать на определенном расстоянии, но им нельзя было смотреть друг на друга и сидеть рядом. У галла (Эфиопия) муж не имеет права видеться с тещей и тестем до рождения первого ребенка.

В Заире (балуба) теща пользуется большим уважением зятя, но они не должны встречаться лицом к лицу — один из них, чаще всего зять, должен отвернуться. Так ведут себя родственники до появления первенца. После этого зять может приветствовать тещу, общаться с ней, но он не должен касаться ее, например здороваясь. Молодая жена может встретить свекра, поговорить с ним, но только не наедине.

В Африке существуют запреты, не допускающие браков между лицами, находящимися в близком или отдаленном родстве (во всяком случае до 7-го колена обязательно). Раньше запреты распространялись и на брачные союзы между представителями семей одного тотемного животного. И сегодня запрещены браки между людьми неравного социального положения. Мужчина мог, конечно, жениться на женщине низкого происхождения, но это приравнивалось к бесчестью. Его дети наследовали имущество и деньги, но не имя отца.

Если женщина выходила замуж за мужчину низкого происхождения, она переставала существовать как полноправный член общества.

Примечательно, что у всех африканских народов женщина в браке имела и экономическую, и социальную свободу. Положение мужа и жены в семье было одинаковым, ни один из них не имел привилегированного статуса. Женщина владела собственными украшениями, орудиями труда, пользовалась правом самостоятельно распоряжаться продуктами своей деятельности, то есть имела собственный доход.

Полигамия характерна для мусульманских народов Африки, но в последнее время все более преобладает тенденция к моногамии.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»