Необычайно красочный свадебный обряд в этой стране представляет собой смешение древних индийских традиций и норм современного этикета. Вообще в Индии существует несколько разновидностей брака, часть из которых являются традиционными, а часть — веянием современности. Например, гандхарва — нечто вроде гражданского брака. Молодые люди заключают союз по доброй воле, не спрашивая разрешения у старших. Консервативная часть населения Индии смотрит на такой брак отрицательно, а свадьба со всеми её атрибутами не празднуется.
Но и здесь некоторые традиции всё же соблюдаются. Вариантов такого союза три. В один из церковных праздников молодой человек договаривается с кормилицей невесты и передаёт через неё чарку хмельного напитка. В знак согласия вступить в брак девушка его выпивает. Второй вариант тоже предполагает участие кормилицы. Она организовывает всё так, чтобы юноша смог пробраться в покои невесты, когда она спит, и овладеть ею. И, наконец, возможен третий сценарий. Жених поджидает суженую в каком-либо укромном месте и похищает её.
Понятно, что родители обеих сторон могут признать такой брак незаконным и расторгнуть его. Чтобы этого не произошло, молодой человек должен принести в свой дом священный огонь и пожертвовать ему траву куша.
А вот брак Брахма проводится с согласия родителей. Они совершают специальный обряд «возлияние воды», а потом девушку торжественно вручают жениху с подарками и украшениями. Если от такого союза рождается сын, считается, что он очистит по 12 предков и потомков со стороны как жениха, так и невесты.
Если совершается свадьба Дайва, то невесту вручают жрецу, а сын молодых очистит не по 12, а по 10 ушедших предков и будущих рождённых. При другой разновидности — Арша — жених покупает невесту за быка и корову. Сын от такого брака очистит 8 душ.
Ввиду возможности очищения душ рождение ребенка мужского пола в Индии — настоящий праздник.
Вопрос потомства молодых, как видим, стоит остро, но считалось, что пол его можно планировать заранее. Так, если новобрачный хочет иметь сыновей, он должен взять будущую мать своих детей за большой палец руки, а если дочерей, то — полностью за руку.
Часто же брак заключается по воле родителей, и иногда девушка может выйти замуж за почти незнакомого парня, потому что её отец уже договорился о бракосочетании. Когда жених навещает дом невесты, его, согласно обычаям хинди, встречают высокими почестями. Глава семейства моет ему ноги, а невеста подаёт специальный напиток, предназначенный для особо важных гостей: кислое молоко, мёд и масло.
Чтобы злые духи не разрушили счастье молодых, брат жениха должен осыпать их лепестками роз. С этой же целью над их головами трижды прокручивают кокосовые орехи. Центральное место в традиционной индийской свадьбе занимает священный огонь их брахмана. Обводя невесту вокруг огня жених приговаривает: «Небо — я, земля—ты. Давай поженимся и будем жить в любви и согласии, родим детей и проживём 100 лет». После церемонии молодые должны провести 3 дня раздельно. Новобрачная отправляется к умудрённой жизнью женщине из жреческой касты, и та учит её благочестию и праведности.
Правда, в некоторых штатах этот обычай не соблюдается, но всё равно три ночи молодые должны провести, не дотрагиваясь друг до друга. Между ними находится палка дерева удумбара, символизирующая бога Вишвавасу. По прошествии трёх ночей молодой призывает это божество оставить постель и дать возможность воссоединиться с женой.
Забавные обычаи некоторых штатов Индии можно отнести к числу курьёзных, тем не менее, они существуют и поныне. Например, в Пенджабе мужчинам разрешено вступать в брак с... деревом! Такое нам, европейцам, представляется дикостью, но объясняется оно вполне обычными мотивами. Дело в том, что младшему брату не принято жениться раньше старшего, вот и предлагается последнему символически сочетаться узами брака с деревом. Потом «жену» срубают, что означает, что старший сын «овдовел» и теперь младший может спокойно жениться.