Такие характерные черты, как ритмичная музыка, живописный танец, культ предков, наличие пантеона богов, присущи и другим религиям. И в этом смысле вуду ничем не отличается от религиозных культов остальных африканских народов. Как правило, ритуалы проводятся на лоне природы, в естественных условиях. Освящению же могут подвергаться весьма прозаические, будничные или необычные предметы: части убитых животных, мебель, хозяйственная утварь.
Духи, с которыми общаются служители культа, многолики, вариантов их воплощения масса, но считается, что каждый из них предъявляет определенные требования к своим последователям. Поэтому в некоторых районах континента существуют специальные центры вуду, в которых осуществляется подготовка религиозных служителей.
Практически в них происходит то же, что и в христианских, католических монастырях. Посвященный (служитель) совершает обряд символической смерти, находясь в течение трех суток в полном затворничестве, а по окончании этой процедуры превращается в нового человека, способного осуществлять связь с духами. В центрах приверженцы этой религии детально постигают многообразие и специфику культовых предметов определенных божеств, осваивают тонкости проведения ритуалов, исследуют способы общения с духами (лоа).
Несмотря на явное предубеждение к этой религии в обществе, она несет в себе некоторые положительные составляющие. Служители культа вуду всегда пользовались и продолжают пользоваться в народе большим уважением, в их руках нередко сосредотачивается власть, они руководят не только религиозной, но и производственной жизнью людей, исполняют юридические функции, устраняя конфликты. В совершенстве владея средствами народной медицины, они занимаются врачеванием тел и душ. Жрицы и священники постоянно заботятся о людях своего общества и помогают им.
Но, наряду с этими позитивными факторами, существуют и отрицательные. И связаны они, разумеется, с другим течением в вуду — ветвью бо. Речь идет о заклинаниях, колдовстве и проклятиях, изначально ориентированных на зло. Это течение окутано таинственностью и не является распространенным. Следует отметить, что почти каждый духовный лидер в своем профессиональном развитии проходит и эту стадию, то есть вполне владеет знаниями, используемыми в бо, поэтому всегда может противостоять злу. Обычно же религиозные лидеры выступают в двойственной роли: используют средства простых служителей культа и обращаются к тайным знаниям (ботоно). Злонамеренными заклинаниями оперируют колдуны.
В связи с этим различаются 2 формы вуду: вуду мирных семейных духов (рада) и вуду опасных, сердитых лоа (петро). Именно последняя связана с явлениями черной магии, зомбированием, проведением разнузданных сексуальных оргий и осуществлением смертельных проклятий. Петро и есть та разновидность вуду, о существовании которой человечество узнало из голливудских фильмов и ужаснулось. Хочется сказать: петро, конечно, как ритуал черной магии вполне реально и чрезвычайно опасно, но встречается не очень часто. Ученые выяснили, что около 94% ритуальных действий вуду принадлежат рада, а не петро.
Согласно мировоззрению вуду, человек имеет не одну, а две души. Собственно душа воплощается в большом добром ангеле, который имеет гораздо большую свободу и отстраненность от физического тела, чем душа христиан.
Этот ангел ответствен за деяния человека, он является его заступником, представителем и проводником в потусторонний мир. Маленький добрый ангел — более абстрактное понятие, ассоциирующееся, скорее всего, с человеческой совестью.