Индия. Часть 3

Индия

08.03.2016

Барельеф «Нисхождение Ганга на землю»

Размеры грандиозного скального барельефа составляют 29 м на 13 м. Он рассказывает о том, как река Ганг была низвержена на землю. Согласно мифам, вначале она существовала на небе, вытекая из пальца Вишну, а на землю попала по просьбе царя Бхагиратхи, чтобы оросить прах его предков. Однако река не сразу достигла земли. Сначала ее принял Шива, ведь своей тяжестью река могла просто расколоть земную твердь, и река заблудилась в его волосах. Бхагиратха снова попросил отпустить реку, и Ганг пролился на землю семью потоками. Но тут ее выпил мудрец Джахну, однако благодаря новой просьбе царя выпустил ее через свое ухо. Наконец, на барельефе видно, как священные воды Ганга оросили землю - этому радуются и люди, и боги. Змеиный царь, летающие в небе боги, львы и слоны - вся природа выражает свое почтение великой реке. Барельеф высечен на 2 гигантских валунах, и во время дождя вода стекает между ними потоком, имитируя нисхождение Ганга, и падает в пруд с лотосами.

Прибрежный храм

Прибрежный храм - центральное святилище целого архитектурного комплекса на Коромандельском побережье, созданного правителями государства Паллава в VII-VIII вв. Этот ажурный храм был первым, построенным из камня на юге Индии. Его легкий силуэт был далеко виден с моря, и поэтому храм был оснащен навигационными огнями, чтобы помогать морякам ориентироваться ночью. Форма здания напоминает пирамидальную башню-шикхару, которая стоит на высоком цоколе, окруженном галереей. Внутри - большой зал для церемоний с его мощной колоннадой. Стены храма и стены, окружающие внутренний двор, украшены скульптурами священных быков На-нди, посвященных богу Шиве. Храм был украшен тысячами скульптур Шивы, но многие не сохранились, в том числе из-за губительного морского климата.

Храм Солнца в Конараке

Храм в Конараке, Орисса, изображает 24-колесную колесницу бога Солнца, Сурьи, которую везет упряжка из 7 лошадей. Этот великолепный брахманский храм, чья башня достигала в высоту 70 м, был построен в XIII в. царем из династии Ганга Нарасимаведе. Он символизировал также бег времени: 7 лошадей - дни недели, 24 колеса - часы в сутках. По легенде в башню были вмонтированы мощные магниты, которые позволяли трону царя парить в воздухе. Европейцы знали здание под именем Черной пагоды и по его башне ориентировались на море. Еще в начале XX в. храм был засыпан песком и находился в ужасном состоянии. Разграбленный мсульманами еще 500 лет назад, он разрушался под морским ветром, который буквально стирал красивейшие барельефы. Они покрывали все стены храма. Основной темой барельефов является эротика - откровенные скульптурные сцены являются метафорой экстаза слияния с космосом в тантре.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»