НИККО. часть 1

НИККО

31.10.2016

«Не называй места прекрасными, пока не увидишь Никко». Так гласит хорошо известная японская пословица, и нет сомнения, что это самое прекрасное место во всей стране. Здесь погребены два сегуна, два японски правителя, которые были причислены к богам после смерти. Их величественные гробницы, служащие храмом, расположены среди таких пышных и величественных красот природы, что их нельзя описать в немногих словах. Они лежат среди гор, большую часть года увенчанных снегом и одетых дремучими лесами. Кругом разбросаны глубокие, прохладные лощины, темные озера и водопады, подобные серебристым лентам. Через ущелье, поражающее своей торжественной, величественной красотой, бурная река Дайя стремится с горного склона, из пояса вечных снегов, к морю. К месту на склоне горы — священному с тех лор, как на нем поселился в 767 году буддийский отшельник — был отнесен после смерти в 1617 году первый сегун династии Токугава Изясу. После того лак он был причислен к богам, его верные и благочестивые подданные воздвигли и украсили в честь его храмы.

Окрестности этого священного места имеют неповторимый характер. К нему ведут две дороги, превращенные в чудные аллеи, обсаженные исполинскими деревьями, одна в пятьдесят, другая в тридцать миль длины. Многие деревья имеют двадцать семь футов в обхвате и достигают пятидесяти или шестидесяти футов высоты до начала разветвления. По рассказам, они были посажены в виде смиренной жертвы богу одним бедным человеком, не имевшим средств поставить бронзовый фонарь перед храмом. Между ними идет широкая проезжая дорога, оканчивающаяся у священного моста, которым пользовались только сегуны, построенного в 1636 году из красных лакированных досок, подпертых каменными быками, и снесенного во время наводнения. Река Дайя протекает здесь с шумом в своем узком ущелье, и через ее тенящиеся воды проложены огромные каменные лестницы, ведущие вверх к Никко, величественной уединенной гробнице, скрытой в лесу, таинственному прибежищу облаков. Дороги, расположенные террасами, тянутся между рядами криптомерий и магнолий; капища и статуи появляются на каждом повороте. В конце главной дороги, ведущей к храму, возвышаются гранитные ворота в двадцать семь футов высоты, а по бокам ее стоят сто одиннадцать чудесных бронзовых фонарей. Вокруг храма во дворе, огороженном стеной из ярко-красных досок, расположены великолепные здания; одно из них служит стойлом для трех священных белых коней, предназначенных для надобностей бога. Кроме того, здесь находятся колокольня, башня для барабанного боя, великолепная цистерна для святой воды и бронзовые фонари художественной работы. Дальше идут бесконечные коридоры, здания, и, переходя из двора во двор, из одного пышного здания в другое, среди всех этих украшений, позолоты и ярких красок посетитель чувствует себя ослепленным разнообразием и обилием своих впечатлений.

Пройдя через величественный вход, через ворота и храмы, мимо капищ, пагод, колоссальных бронзовых колоколов, фонарей, украшенных позолотой, посетитель входит через золотые ворота во внутренний золотой храм. Вместо статуи, которую он ожидает найти здесь, в этом роскошном здании стоит только черный лакированный стол, на котором лежит круглое металлическое зеркало.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»