СУЭЦКИЙ КАНАЛ

08.11.2014

Наполеон Бонапарт, положивший основание новейшему Египту, посетил Суэц в 1798 году и тотчас же составил проект канала между этим местом и Средиземным морем через Нил. Но занятие Суэца англичанами в 1800 году навсегда разрушило планы Наполеона. В то же время захват им Египта, преднамеренно задуманный, как средство приблизиться к Индии, привлек внимание британского правительства на крайне важное значение Египта как ворот в Индию и как страны, где воды Средиземного и Красного моря были разделены такой узкой полосой земли, что через нее следовало так или иначе проложить соединительный канал между этими морями, если возможно, под контролем Англии.

Но в то время британские виды на Египет были уничтожены быстрым ростом могущества Магомета-Али. В 1806 году нападение англичан на Египет было действительно отражено этим турецким пашой. По окончании наполеоновских войн блестящие французы и трудолюбивые бриты снова принялись за изучение Египта, как страны, лежащей на полпути в Индию, Южную Азию и Восточную Африку; и те и другие поочередно пользовались привилегиями и поддержкой со стороны Магомета-Али. Между 1839 и 1845 годами британский военный инженер организовал движение парусных судов и пароходов вверх по Нилу от Александрии до места, лежащего как можно ближе к Суэцу, причем сухопутная часть путешествия через пустыню совершалась в экипажах, на верблюдах и верхом на лошадях. Позже это караванное путешествие через пески заменила железная дорога — первая железнодорожная линия, построенная в Египте.

Огромные преимущества этого путешествия на пароходе из Англии через Гибралтар или из Марселя до Александрии, отсюда сухим путем до Суэца, а из Суэца на пароходе до Бомбея в сравнении с необычайно утомительным и нередко опасным путешествием вокруг мыса Доброй Надежды, продолжавшимся три месяца, скоро подействовали на британское правительство. Британизация Суэца повела почти тотчас же к захвату и снабжению гарнизоном Адена (1839 г.), как порта для захода судов между Суэцем и Индией и оборонительного пункта для защиты пароходов от возможного нападения турецких пиратов.

Но между тем как англичане быстро строили железные дороги через Нижний Египет, чтобы соединить Александрию с Суэцким заливом, французский инженер Фердинанд Лессепс снова составил смелый план канала через перешеек — канала, проведенного на уровне моря от Средиземного моря до Суэца через Соленые озера, которым могли бы проходить самые большие и глубоко сидящие суда. Английские государственные деятели не только объявили план неисполнимым, но и жестоко воспротивились его осуществлению, так как он мог доставить Франции слишком большую власть в Египте. Но, несмотря на препятствия финансового и дипломатического характера, настойчивому французу удалось успешно выполнить свой план. Работы по прокладыванию канала были начаты в 1859 году и закончены в 1869 году. Постройка его обошлась в девятнадцать миллионов фунтов стерлингов. В 1689 году канал был открыт для мировой торговли французской императрицей вместе с египетским хедивом Исмаилом и покойным английским королем Эдуардом VII.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»