Верования народов Тропической Африки

02.08.2014

Культ предков. Тотемические культы народов Африки органически перетекают в культ предков, или манизм (погребальный культ). Уже отмечалось, что верующие африканцы не понимают естественных причин прекращения жизни, они уверены, что их умершие родители и более далекие предки не исчезли, а приняли другую форму существования. Формы эти могут быть разными.

Идоки и зомби представляют собой, по верованиям африканцев, сверхъестественные создания, внешне имеющие облик человека. Эти существа или покровительствуют своим потомкам, или преследуют и мучают людей. Души предков могут перевоплотиться в любых животных, принять их облик на какое-то определенное время. Существуют и такие духи, которые не имеют характерного физического выражения. Не аналогичны ли их образам наши представления о вурдалаках, оборотнях и привидениях?

У каждой отдельной семьи почитается один предок общего рода или племени, в территориальных общинах — главный предок семьи, первой заселившей принадлежащие теперь им земли. Примечательно, что отношение к таким духам имеет двойственный характер. С одной стороны, предков чтят, боятся, обращаются к ним с разными просьбами, с другой — считают их людьми, способными на ошибки и заблуждения, поэтому даже наказывают. Такое отношение существует у калабари к предмету из дерева, в котором, согласно их верованиям, находятся духи. Если дух отказывается исполнять пожелания, можно не давать ему еды, уменьшить количество приношений или ограничить число обрядов.

Видимо, поэтому существуют оригинальные изображения предков. Например, батеке мастерят фигурки предков из дерева и оставляют отверстия в области живота, куда помещают различные жертвоприношения, продукты питания, кровь. Если предметы поклонения (искусственные) отсутствуют, первые капли воды, любого питья проливают на землю, оказывая таким способом уважение предкам.

У многих народов почитаемый объект культа выполняет одновременно функции духа-предка и духа природного явления или стихии. Предок гереро Мукуру изображается в виде дерева, из которого появляются люди и животные.

Величайший дух готтентотов Тсун Гоаб является общим предком всего народа и духом дождя, дичи, растений. Самыми важными и всемогущими считаются духи, олицетворяющие воду и дождь или связанные с ними.

Религиозные обряды поклонения предкам осуществлялись чаще всего перед началом какого-нибудь важного для рода, племени занятия — охоты, посевных работ, добычи полезных ископаемых и т. д. Они совершались там, где люди должны были приступить к работе (у балуба — на руднике, у бамбара — на поле). Обычно ритуал сопровождался обязательными танцами в масках, которые ассоциировались с конкретными образами предков.

И в настоящее время любое знаменательное событие в жизни африканских народов сопровождается ритуалами, проводимыми в честь предков. Остались они в несколько измененной форме и у представителей других религий, а у христиан переживают эпоху возрождения.

Обряды инициации. Почти во всех традиционных религиях народов Африки существуют инициации — специальные и обязательные обряды перехода человека из одного возрастного класса в другой на протяжении всей жизни. Они знаменуют собой определенные этапы жизненного цикла: рождение, половое созревание, женитьбу (замужество), рождение детей, старость и смерть. Эти обряды имеют к религии самое прямое отношение и окутаны таинственностью.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»