Верования народов Тропической Африки. Часть 1.

Верования народов Тропической Африки

06.02.2017

Африка — континент, на территории которого смешались почти все существующие мировые религии. Африканские народы исповедуют местные религиозные культы. К ним добавились привнесенные колониализмом христианство, ислам. Азиатские переселенцы появились на материке с собственными традиционными религиями (индуизм, джайнизм и др.). Не существует в настоящее время в Африке религии, которую можно было бы назвать единой или преобладающей, хотя эта же особенность характеризует и Европу, и Азию, и Америку.

Традиционные верования многочисленных народов Африки, возникшие в древнейшие времена, и в настоящее время играют важнейшую роль в жизни и деятельности населения во всех районах материка. Фактически у каждого племени, рода имеется своя интерпретация верований, свой комплекс религиозных представлений. Отсюда такое многообразие традиционных культов. Они, как правило, характеризуются локальностью — ограничены областью поселения небольших групп людей, поэтому даже у самых многочисленных народов (например, западные и восточные баконго) не сложились общие религиозные системы, каждой группе свойственны различные варианты культа, мифологии и представлений.

Так же как и другие родоплеменные религиозные культы мира, все местные религии подразумевают анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков.

Фетишизм — это культовое почитание определенных реальных предметов, которые верующие наделяют сверхъестественными свойствами. Они могут быть естественными и созданными людьми специально для этих целей. Все, что окружает человека, может иметь сакральное значение. Предметами культа становятся деревья, камни, скалы, горшки, сосуды, даже маленькие скамейки.

Анимизм. Народы Африки в большинстве своем уверены в существовании фантастических существ, обладающих сверхъестественными способностями и поэтому регулирующих взаимодействия материальных и духовных субстанций. Проще говоря, это вера в душу и духов, наделение духовностью (одушевление) любых предметов и явлений действительности. Большинство населения континента убеждено в том, что человек имеет несколько душ (две — это минимум), причем каждая из них выполняет свои задачи.

У народа акан в Гане различают три души: душу-кровь (символ рода, наследуется по линии матери), душу-личность (характер, наследуется по линии отца) и душу — жизненное дыхание.

Наиболее разветвленной и сложной считается духовная система йоруба. Этот народ верит в то, что каждый человек состоит из собственно тела (ара); видимой составляющей (оджиджи), тени, с которой человек расстается при захоронении; интеллектуального и психологического начала, или сознания и ума (ийе), которые тоже исчезают со смертью человека; жизненной силы (эми), которая отождествляется с дыханием, не умирает, а покидает тело; и непосредственно души (окан), вечной субстанции, проникающей в тело при рождении, покидающей его в момент смерти и присутствующей в потомках умершего.

Другие народы (фон и эве) выделяют физическое тело, тень, душу-личность, хранителя судьбы человека и духовного двойника. По их представлениям, обителью души, в которой воплощается жизненная сила, является голова человека, потому у них существует культ этой части тела, а в памятниках традиционной скульптуры наблюдается ее чрезмерное увеличение. Они верят, что душа покидает тело во время сна, а после смерти возвращается в мир предков, чтобы воплотиться в одном из потомков. Сверхъестественная способность, ассоциирующаяся с жизненной силой, у народов северного Заира называется «элима», у мандинго и догон (Мали) — «ньяна», у фанг (Камерун) — «эвуар». Именно ее присутствие определяет наличие магических свойств у культовых предметов.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»