ЗАМОК АЛЬКАСАР В СЕВИЛЬЕ. Часть 2

ЗАМОК АЛЬКАСАР В СЕВИЛЬЕ

04.07.2014

С улицы дворец походит скорее на средневековую крепость, чем на жилище фей, лежащее среди апельсиновых деревьев, но если на него смотреть из парка, он производит совсем другое впечатление. Далеко выдающаяся крыша низкого здания как будто поддерживает фриз из висячих сталактитов, и последние своими извилинами образуют ряд полукруглых окон с двойными арками в виде подковы, которые поддерживают стройные колонны чистейшего белого цвета.

Внутри дворца игра тени и света, золота, представляющего собой солнечный свет, и лазури прозрачной, как тона юга, перемешаны с зелеными тонами, представляющими листву. Таким образом, посетители, выходя из парка, окружающего дворец, входят в другой парк, не менее прекрасный и почти натуральный. В этом заключается отличительная черта искусства арабов; у них внутренние помещения озарены волнами света, в их мечетях нет мрака, как в христианских готических храмах.

С узких, извилистых, кривых улочек города, грязных и скучных, хозяин входит в дверь своего дома, имеющую довольно непривлекательный вид, и оказывается посреди цветущего двора, откуда отправляется в свои комнаты, где ему живо припоминаются яркие цвета родного оазиса, затерянного в Сахаре, между тем как фонтан плещется на мраморном или мозаичном полу со звонким, музыкальным, певучим журчаньем. Мы постигаем эту особенность, когда ходим по комнатам и залам нижнего этажа во дворце Алькасаре в Севилье и, любуясь прекрасным куполом в Зале посланников, великолепными лепными или расписными потолками, колоннами во Дворе Девушек, глазурованной черепицей в апартаментах Карла V или хорошенькими фигурками во Дворе Кукол, невольно дивимся гению, создавшему этот единственный в своем роде памятник, где все овеяно прохладой и, однако же, все залито солнечным светом.

Если можно провести границу между арабским искусством, примером которого служит Альгамбра, и художественным течением мудехар, нашедшим самое совершенное и типичное выражение в Алькасаре, то черта эта покажет, с одной стороны, условную форму, вечно изменяющуюся в геометрических рисунках, правда, все-таки условную, с другой — концепцию, несколько сходную с первой, но освободившуюся от аксиом, основанных на Коране, и получившую возможность блуждать, как вольный ветер пустыни, по прихоти личной фантазии творца-художника. Никогда в искусстве не знавали такой свободы, как в счастливые дни искусства мудехар.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»