Церковь Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура
Церковь Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура («Святого Павла за городскими стенами») находится на месте захоронения апостола Павла. Нынешний храм - повторение подлинного, построенного в IV в. и сгоревшего в начале XIX. Автор реконструкции - архитектор Полетти. Первый храм был возведен Константином и расширен его последователями. Сегодня это самый большой храм Рима - после собора Св. Петра, конечно. В нем находится саркофаг с мощами святого - из-за перестроек он оказался ниже уровня пола. Церковью дано разрешение на его исследование, и ведутся археологические работы. По легенде, Павел был обезглавлен в 65 г. н. э. по приказу императора Нерона. Внутри собора также можно увидеть средневековые мозаики, огромный пасхальный канделябр высотой 5 м, старинный балдахин над могилой Св. Павла и уютный монастырский двор, сохранивший облик XIII в. В нижнем приделе храма хранятся мощи Св. Тимофея, ученика Павла, тоже принявшего мученическую смерть.
Церковь и доминиканский монастырь Санта-Мария-делла-Грацие в Милане
Знаменитый архитектор Браманте в 1492 г. расширил церковь Санта-Мария-делла-Грацие и превратил ее в доминиканский монастырь. Однако один из красивейших церковных комплексов Милана известен не только своей архитектурой, но и тем, что в трапезной монастыря на северной стене находится фреска «Тайная вечеря» - шедевр Леонардо да Винчи. Она была создана в 1495-1497 гг. - художник отправлялся для поисков лиц в бедные кварталы города, но лицо Иисуса Христа так и осталось незавершенным. Тем не менее, это одно из наиболее доведенных до конца произведений великого мастера. Художник изобразил тот момент, когда Христос обращается к своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня». По совершенству композиции, красоте красок и выразительности лиц фреска считается непревзойденной.
Но судьба ее сложилась трагически: уже сам Леонардо спустя несколько лет вынужден был восстанавливать ее, а 3 столетия спустя трапезная была превращена в конюшню, и плесень, а также вандализм австрийских и французских солдат чуть не уничтожили величайшее произведение живописи. Тем не менее, картина пережила бомбардировки Второй мировой войны и после 21 года реставрации в 1999 г. была вновь открыта для публики.