Канарские острова. Предания старины

29.10.2015

Долгое время ученые пытались узнать, как древние гуанчи попали на острова, так как никаких сведений о знакомстве этого народа с морскими судами и материалом, из которого можно было бы их построить, не имелось. В настоящее время на Гран Канарии обнаружены наскальные рисунки с изображением древних судов, внешне напоминающих суда народов Скандинавии и Египта.

От тех далеких времен сохранилось одно уникальное наследие, которое и в наше время распространено среди жителей острова Гомера. Так же, как барабаны в Тропической Африке, дым костра у бушменов и волшебная флейта у народов Нигера, призванные осуществлять связь между людьми, находящимися в отдаленном расстоянии друг от друга, свист, которым пользуются жители этого острова, служит той же цели. Расстояние между двумя точками может достигать 1 км. Сейчас ученые изучают особенности этого способа связи.

На Канарских островах, как и в пустынной Сахаре, сохранились наскальные надписи. На первый взгляд это беспорядочное воспроизведение множества знаков и фигур, незначительное количество изображений и надписи. Особенно много наскальных рисунков на острове Йерро. Интересно, что они совершенно не похожи на египетские изображения, выбиты на отвесных скалах и видны только при ярком свете, а высеченные значки расположены в окружении кружков и спиралей.

Исследователи установили связь надписей с древним письмом туарегов, населяющих Сахару, — тифинаг. Но на Тенерифе был обнаружен камень, на котором металлическим орудием были высечены надписи, идентичные финикийским надписям древнего Карфагена. Поэтому ученые сделали вывод, что местное население, в том числе и гуанчи, использовали язык древних берберов и испытывали влияние посещающих остров европейских мореплавателей.

На островах Гран Канария и Йерро обнаружено более 350 значков. Среди них можно выделить несколько срезов. Один представляет собой круги, спирали и борозды, характерные для древних памятников Западной и Северной Европы и наскальных рисунков, обнаруженных в Сахаре. Другой срез, объединяющий надписи с крестов и параллельных горизонтальных линий, пересекающихся вертикальными, напоминает граффити лигуров в Италии. Большое количество надписей тождественно ливийскому письму — третий срез. А последний срез представляют знаки, напоминающие петроглифы Верхнего Египта, письмо А острова Крит.

Однако до сих пор ни одна надпись не была разгадана.

Но и это еще не все. Известно, что древние жители Канарских островов мумифицировали своих предков, как древние египтяне и инки. Канарцы-мумификаторы являлись особой кастой жрецов, деятельность которых была окутана плотной завесой тайны, а секреты обработки тела умирали вместе с мастерами. Жили эти люди отдельно от остального общества, так как их труд воспринимался с презрением, но хорошо оплачивался.

Процесс у всех этих народов был схожим. Сначала удаляли внутренности, затем тщательно промывали тело соленой водой, полости заполняли травами, помещали под знойные лучи солнца, натирали смесью ароматических масел, жира, растительных компонентов, смолы и дегтя. Бальзамирующими свойствами обладали листья гранатового дерева и смола лиственницы, а также консервирующий сок драконового дерева. Через 15 дней мумия была готова. Ее заворачивали в шкуры, фиксировали ремнями, клали в гроб из можжевельника и погребали в пещере. В Канарском музее существует целый зал мумий.

У каждого племени гуанчей был предводитель (менсей), а общество было разделено на три класса по типу туарегов: высокорожденные, плебеи (слуги первых) и жрецы.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»