Эскимосы. Часть 4.

Эскимосы

27.07.2016

Огромную роль в религиозно-общественной жизни эскимосов играли шаманы. Инуиты верили, что душа шамана может нисходить на дно море и общаться с могущественными духами-помощниками. Шаман способен сделать охоту, а также морской или речной промысел удачным, он привлекает животных, контролирует погоду, усмиряет грозы и снежные бури. Кроме того, разрешает конфликты между людьми и лечит соплеменников, изгоняя злых духов из тел больных. Эскимосы нетсилик, живущие на пространствах арктического побережья Канады, уверены, что Вселенную населяют множество сверхъестественных существ, в основном зловредных. Шаманы (ангаткоки) имеют власть только над одной категорией этих существ — тунракс. К человеку, заболевшему по причине козней злых духов, зовут шамана. Во время шаманского камлания в тело лекаря входит дух-помощник, говорящий голосом шамана на тайном шаманском языке. Пока длится транс шамана, злые духи покидают тело больного, и шаман убивает их своим ножом.

Шаманы эскимосов нетсилик способны посещать три потусторонних мира: небеса, мир под поверхностью земли и мир глубоко под землей. Они могут отдавать приказания Нулиаюк — хозяйке моря и земли, матери зверей. У других групп эскимосов это божество известно под именем Седны.

Врачуя тяжелобольного соплеменника, эскимосский шаман может улететь за его душой и вернуть ее на прежнее место. В то же время шаман всегда пытается выяснить, что стало причиной потери души. Эскимосы верят, что в некоторых случаях болезнь становится наказанием за какие-то прегрешения, совершенные больным. Во время обряда лечения шаман задает вопросы не только духам, но и своему пациенту. В этом случае важным средством исцеления может стать исповедь больного, оценка им своих поступков. Датский этнограф Кнуд Расмуссен, изучавший антропологию, язык и быт эскимосов в первой четверти XX века, описал обряд лечения так. На вопрос шамана больные обычно отвечали: «Мои мысли были плохими, мои поступки злыми». Женщина, страдавшая тяжелым недугом, призналась в многочисленных нарушениях табу. Такие исповеди происходили публично и напоминали особый ритуал. При этом все, кто присутствовал на обряде лечения,просили,чтобы кара была снята с покаявшегося.

Подобное публичное покаяние являлось важным не только потому, что больной получал прощение духов. Его прощали все члены коллектива, что помогало восстановить в общине социальную гармонию, нарушенную проступком индивидуума. Исцелялась не только отдельная личность, но и вся община.

В середине XX века традиции кочевой жизни эскимосов стали уходить в прошлое. Современные инуиты живут в поселках, построенных по американскому типу, ездят на автомобилях, покупают продукты в магазинах, посещают христианские церкви.

Традиционная охота становится дорогим удовольствием. Под давлением защитников животных вводятся квоты на добычу северных животных, численность которых неуклонно сокращается. Многие охотники ездят зимой не на собачьих упряжках, а на мощных снегоходах, летом передвигаются на моторных лодках. Охотничье снаряжение хранят в специальных кабинках, расположенных возле деревень. Все это стоит немалых денег. Но, несмотря на изменившиеся условия жизни, эскимосы продолжают сохранять свою самобытную культуру, традиционные ремесла предков (резьба по кости, пошив национальной одежды из шкур животных и т. д.). Контакты с европейцами, которые принесли эскимосам вместе с благами цивилизации незнакомые болезни и пристрастие к алкоголю, не сделали этих «детей природы» ни злобными, ни агрессивными. Как и тысячи лет назад, инуиты остаются миролюбивым, доброжелательным и гостеприимным народом, всегда готовым прийти на помощь человеку, попавшему в беду.

Если усталый путник, продрогший на ледяном арктическом ветру, прокричит традиционное эскимосское приветствие: «Ил-лорайник тикитунга!» («Я пришел с настоящей стороны»), жители стойбища сразу же поспешат ему на помощь. Странника посадят поближе к огню, накормят горячим супом, предложат самые лакомые кусочки оленины или мяса тюленя. Женщины снимут с его ног обувь и станут растирать заледеневшие ступни и икры до тех пор, пока они не согреются.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»