Парк Гуэль
Промышленник и меценат Эузебио Гуэль решил устроить под Барселоной город-парк. Исполнителем замысла стал его любимый архитектор - Антонио Гауди. Было запланировано 60 домовых участков, а продано только 2, в одном из которых поселился сам Гауди. Теперь здесь находится его дом-музей. Парк окружен стеной, внутрь можно попасть через главные ворота, которые окаймлены двумя павильонами, похожими на сказочные пряничные домики. Наверх ведет лестница, по которой стекает вода из природного источника, охраняемого мозаичным драконом. Дальше посетители попадают в Зал ста колонн - наклоненные под разными углами, стволы колонн образуют искусственный лес, в котором можно потеряться. Над этим залом раскинулась терраса, окруженная 200-метровой скамьей, которая полностью выложена мозаикой, чей узор не повторяется ни разу - в ход пошли осколки тарелок, ваз, бутылок и чашек всех цветов радуги. Ландшафт парка разнообразен, как и сама природа. Синтез архитектуры, скульптуры, инженерных находок с естественным рельефом местности - гений Антонио Гауди воплотился в этом парке самым ясным и гармоничным образом.
Пещера Альтамира
В 1876 г. археолог Марселино Сане де Саутуола и его дочь Мария обнаружили в провинции Сантандер пещеру с доисторическими рисунками. До начала XX в. это открытие не было признано специалистами, пока научно не было подтверждено, что рисунки подлинные. Залы пещеры протянулись почти на 300 м. Особенно знамениты Большой плафон (18 х 9 м) с фигурами бизонов в разных позах и 50-метровый коридор, почти сплошь покрытый росписями. Рисунки создавались в течение несколько периодов - 30, 18 и 12 тыс. лет до н. э. Одни полихромные, другие выполнены в одном цвете; обычно это охра, красный, черный цвета. Бизоны, лошади, олени и кабаны мчатся, отдыхают и играют на стенах и на потолках. Некоторые рисунки даже наслаиваются один на другой.
В 1977 г. пещера Альтамира была закрыта для посещений, поскольку огромный поток туристов наносил ущерб состоянию росписей. Пещера была вновь открыта несколько лет спустя, но количество посетителей было ограничено в разы. В 2001 г. открыли пещеру-копию, чтобы все могли насладиться искусством древних художников.