ЛУКСОР

21.07.2015

Сын Аменхотепа — Акхенатон — был великий реформатор в области религии, желавший заменить культ солнца культом Атона (Атон был, по-видимому, сирийской формой египетского бога Мина, покровителя плодородия, урожая, жатвы и растительности, бога, называвшегося у греков Адонисом); но его преемники восстановили культ трех богов с Амоном-Ра во главе и продолжали постройку храма, начатого Аменхотепом III. Великолепное здание было закончено при Рамсесе III, пристройки же к нему производились еще в царствование Рамсеса VI, а фараоны двадцать первой, двадцать шестой, двадцать девятой и тридцатой династии благоговейно реставрировали его, так как в одно время оно было сильно повреждено разливами Нила. В переднем дворе храма Аменхотепа III, еще стоящем до сей поры, колонны почти полностью сохранились, кроме северной стороны. Двор этот был гладко вымощен и сверху открыт, но колоннада бросала на него тени. Архитравы и стены, надписи и рельефы на колоннах были выкрашены в яркие цвета.

На южной стороне переднего двора до сей поры еще стоит здание с колоннами, крышу которого поддерживали когда-то восемь рядов колонн по четыре колонны в каждом. Первая прихожая за передним двором служила в позднейшее время римским храмом; стены ее были оштукатурены и покрыты художественной живописью, изображающей людей на конях. На западной стене этого покоя с колоннами можно видеть множество сцен, изображенных рельефом и картинно, передающих историю божественного происхождения Аменхотепа III. Его мать, царица Мутемуа (сирийская принцесса) изображена в виде возлюбленной бога Амона-Ра; посредницей же между двумя влюбленными была не кто иная, как сама великая богиня Исида.

Рамсес II (Рамсес Великий) живо интересовался этим храмом в Луксоре. Его архитектор, верховный жрец Амона, занес в летопись, что он соорудил обелиски «неописанной красоты», развел сады с деревьями напротив главных входов и водрузил флагштоки значительной высоты; наконец, провел великолепную дорогу, окаймленную сфинксами и шедшую от храма в Луксоре к храму Амона-Ра в Карнаке, по которой проходили процессии жрецов в дни торжественных празднеств. Этот архитектор сделал по повелению Рамсеса большие двойные двери из электрума (сплав золота с серебром, походивший своим бледно-желтым цветом на янтарь, который назывался по-гречески электроном); стены храма были украшены накладной работой из электрума, двери отделаны чистым золотом. Пол был покрыт местами листовым серебром. Но некоторые из колонн, поставленных Рамсесом II, слишком велики и неуклюжи. Он велел поставить в храме множество огромных статуй, изображающих его самого в сидячих и стоячих позах. Одна из уцелевших статуй этого государя в стоячей позе является художественным произведением египетской скульптуры.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»